Дмитрий Емцев
19 августа 01:56.
48

Как мог бог допустить существование такого явления, как причинность, если утверждается, что мир создан по замыслу, а людям дана воля?

Ответить
Ответить
Комментировать
10
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Не все так просто. Говоря о причинно-следственных связях, мы обычно представляем определенную, прямую последовательность событий: причины вызывают следствия. Так обычно происходит с макрообъектами. Вот только квантовая механика бросает камни в огород детерминизма, и наша "простая" картина мира оказывается совсем непростой.

1

Квантовые объекты могут быть частицами, а могут, волнами. И то, и другое состояние, вероятно, детерминировано. Если мы не знаем причин, по которым объекты в микромире движутся так, как движутся, это не значит, что причин нет.

0
Ответить

Соглашусь, однако, также верно допустить вероятность существования случайных событий в микромире, пока мы не обладаем всей полнотой знаний о нем. Но на данном этапе утверждение о том, что мир построен на причинно-следственных связях, несколько преждевременно.

0
Ответить
Прокомментировать

Если-бы не было причинности, никакой замысел не мог-бы осуществиться, следующее возникало хаотично, не вытекая из предыдущего, воцарился-бы хаос... А свобода выбора, она обуславливается самим выбором, и все последующие поступки им определяются. Главное сделать вот тот основной выбор.

ХХХ УУУотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1

Мне, однако, интересно: является ли волеизъявление бога, то есть, чудо, причинно-обусловленным явлением? Ведь чуду полагается нарушать законы физики, и самой причинности нашей вселенной. Можно ли сказать, что раз воля бога находится над причинностью, она не имеет причины, и по сути, случайна?

Я допускаю, что детерминированный мир можно назвать запланированным. Ведь одно происходит из другого. Как предсказуемый, быть может, для всезнающего бога, сюжет. Но как в детерминированном мире может быть индетерминированный человеческий разум? Если человек принимает решение, вне зависимости от внешних факторов, значит ли это, что он действует без причины, произвольно? Но если он подконтролен причинности, как можно его за это судить? Вряд-ли это можно назвать свободным выбором.

Детерминирован ли бог? Свободен ли, на самом деле, человек, и можно ли его за эту "свободу" судить? Не лицемерно ли со стороны детерминированного бога судить человека, который действует в соответствии замыслу, если это так?

Меня интересует: как истинный христианин разрешил бы парадокс. Допустим, что бог всезнающ, и воля его абсолютна. Пользуясь первым, он может узнать, о чём подумает завтра. Но пользуясь вторым, ежели таковым обладает, то сможет ли он изменить будущее? Если так, то он не всемогущ\всезнающ. Если это не так, то он всезнающ, но является пленником причинности, и точно не всемогущ. Что скажете?

0
Ответить

Истинный христианин (которым я не являюсь), думаю, ответил бы, что Бог создал мир людей по единому вечному плану (матрице), с целью в результате иметь определённый результат - продукт. И тут вполне подойдёт, мне кажется, аналогия с автозаводом-конвейером, который действует автоматически, но при участии людей. Директор знает весь цикл производства, и знает, каким будет продукт и завтра и через тысячу лет. Отличием здесь будет то, что в производстве Божьем свойства и качества продукта никогда не изменятся. И будут, конечно, и заминки, и экстремальные случаи, которые тоже вложены в программу работы завода, учитывая человеческий фактор. Я, как я, добавил бы, как я понимаю суть Бога, исходя из того, что это не человек, но зачем смущать верующих, опыт уже есть. Отсылки к моей книжке тоже. Воля Бога - основной закон нашего мира, он вечен от создания мира. Законы природы для нас неизменны, хотя мы видим их проявления в случаях разных и неожиданных.

0
Ответить

А насчёт "чудес" - Бог противник хаоса, Его приоритет стабильность, и чудеса, как разрывы в стабильности, Он применяет , как крайнюю меру, когда этого требует историческая обстановка, необходимость. И Ветхий завет, как переход от идолопоклонничества, и Новый завет, как новое качество веры, требовали экстремальных решений воздействия на сознание людей. Чудеса происходят и сейчас, но не для воздействия на массы, а в единичных случаях, опять же для исправления и корректировки человеческого фактора. Ангелы Божьи, Ангелы-хранители - как манипуляторы Воли Божьей, занимаются контролем и исправлением таких случаев. Бог задаёт направленность человеческой жизни (которая определяется выбором человека, тоже предопределённым), и человек должен быть уверен в своей свободе, но человек есть человек, он ошибается.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить