Photo by Annie Spratt on Unsplash
Roman Shyshkin
15 августа 22:54.
487

Что можно назвать искусством, а что ремесленничеством?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Искусство несет в себе замысел автора, нечто, что он хочет выразить посредством создания произведения. Ремесло же направлено на получение прибыли. Это вид трудовой деятельности и предтеча современной промышленности. Продукт, получаемый в этой деятельности иногда вполне может быть и произведением искусства, но может и не быть, чаще всего, так как он массовый. Главное в нем - принести практическую пользу человеку. Фактически, это умения и навыки позволяющие делать свою работу на стабильно высоком уровне.

Искусство же всегда будет нести в себе художественную ценность и замысел автора, будет уникальным в своем роде. Это всегда нечто большее, чем ремесленный продукт. И здесь главное уже - эстетическое удовольствие и иже с ним. 

Тем не менее, ремесло не отделимо от искусства. Художник должен довести свои навыки владения письмом до наиболее высокого уровня (ремесло) и лишь после этого он сможет создать живописный шедевр, вложив туда свой замысел и видение мира. Также и в музыке, и в скульптуре, и в литературе, в театре и кино, в архитектуре и фотографии и т.д. 

Даже не знаю, какой наиболее удачный пример привести. Пусть будет из архитектуры. 

Ремесло.

Искусство.

Ремесло.

Искусство.

1

Искусство несет в себе замысел автора, нечто, что он хочет выразить посредством создания произведения. Ремесло же направлено на получение прибыли. 

Как известно, многи гении творили за деньги. Так что это было - ремесло или искусство? Или они не могли создавать ничего, кроме искусства даже за деньги? Генделю заказывали салонную музыку, чтобы просто было нескучно есть. Он писал. А сейчас это классика. Так искусство это или ремесленничество? Чехов писал свои короткие рассказы, только затем, чтобы побыстрее написать и получить деньги. Но думал ли он, что прославится ими?

0
Ответить

Художник должен довести свои навыки владения письмом до наиболее высокого уровня (ремесло) и лишь после этого он сможет создать живописный шедевр, вложив туда свой замысел и видение мира.

Да разве? Однажды маленького 5-летнего Чайковского застали ночью за роялем. Он плакал. У него была истерика. Он кричал сквозь слезы, что не может выдержать этих звуков, мелодий, музыки, которые рвутся наружу из его головы.

А маленький Моцарт уже гастролировал по всей Европе, не достигши и 10 лет. 

Не думаю, что к гениям относится это правило  -  «художник должен довести свои навыки владения письмом до наиболее высокого уровня». 

0
Ответить
Прокомментировать

Ответ содержится в терминологии. Ремесленник - это профессионал, который каждый день выполняет своими руками однообразную работу. Он делает её без вдохновения и азарта. Например, изготовление табуреток. Каждый день, набор одних и тех же операций, одних и тех же движений, но в результате мы имеем хорошую и крепкую табуретку.

Искусство же создают Творцы. Они осмысляют действительность, реальность и создают неповторимый художественный образ в единственном экземпляре. Это может быть картина, роман или симфония. Объединившись творцы могут создать спектакль или фильм, но всё равно это  какое-то уникальное художественное произведение в единственном экземпляре. 

Таким образом ИСКУССТВО - это абсолютно уникальное произведение творца. А РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО - это бездушная и однообразна работа ремесленника. При это надо отметить, что ремесленничество как таковое не несёт в себе негативного смысла. Хороших ремесленников очень ценят и уважают, а хорошая ремесленная работа стоит очень дорого 

1

Но ведь табуретка также уникальна. Ее создали одну. Нет больше такой точной копии. Уникальны ее шероховатости. Под уникальными углами забиты в неё гвозди. Разная и неповторимая длина ее поверхностей. А если ее создатель ещё и вложит в неё смысл - табуретка, как символ стабильности, например, то, по-моему, по всем параметрам эта ремесленническая табуретка переходит в ранг уникальных творений. 

И наоборот. Как мы знаем, многие великие артисты работали на заказ. Бах писал для Церкви, Микеланджело ваял для Папы, Чехов писал свои короткие рассказы, чтобы прокормиться, а не чтобы создать шедевр.

Так как быть в этих случаях? 

0
Ответить

"Не продаётся вдохновение, но можно рукопись продать" - вам ответил Пушкин. Практически всё искусство создавалось и создаётся за деньги. И в этом нет ничего постыдного. Потому что любой художник всеядное млекопитающие и кушать хочет каждый день. Это такой примитивный бартер - я вам шедевр искусства, а вы мне трёхразовое питание. А про уникальность табуреток...я вам более весомый аргумент приведу. Вот - Жостовские подносы! Сидит целый цех абсолютно уникальных художников и целый день пишут потрясающие картины из цветов и орнаментов. И каждый поднос по своему уникален. Вот кто они - ремесленники или творцы? Но вот сами "жостовцы" ответят вам - мы РЕМЕСЛЕННИКИ и очень гордимся этим. Потому что в их случае ремесло равнозначно искусству. 

0
Ответить

То есть есть ещё что-то третье? Когда ремесло равнозначно искусству?

И что они создают, я так и не понял - искусство или ремесло?

Если искусство, потому что каждый поднос уникален, то не главная от цель произведения искусства нести мысль автора и говорить со зрителем через своё создание? Какая мысль в разрисованном подносе, даже если он создан уникально? Как он говорит со мной?

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Цель искусства далеко не всегда "говорить со зрителем".Очень часто это просто констатация красоты для того что бы просто получал удовольствие. Ну например знаменитое изумрудное ожерелье Элизабет Тейлор! Помимо запредельной стоимости, что оно нам говорит? Да ничего! Но оно потрясающе красиво и сделано гениальным ювелиром. Разве это ожерелье не предмет искусства? Так и с жёстовским подносом - он просто красив и всё. Множество предметов изготовленных ремесленниками не несут в себе никакой интеллектуальной нагрузки, они просто транслируют визуальную красоту и гармонию - итальянская мебель, платья Ива СенЛорана, обувь от Гуччи, люстры Сваровски и т.д. и т.п.

0
Ответить

Согласен. Но тогда, наверное, нам нужно разграничить искусство на гениальное - Черный Квадрат, Ода к радости, Нотр-Дам-де-Пари - то, что является прорывом, говорящим со зрителем и несущем множество явных и срытых смыслов. И на талантливое - итальянская мебель, платья Ива СенЛорана, обувь от Гуччи, люстры Сваровски.

0
Ответить
Прокомментировать

Написал один ответ сразу на три вопроса:

https://thequestion.ru/questions/423376/chem-dlya-vas-yavlyaetsya-iskusstvo

Искусство - это разговор многих людей между собой, через годы, через расстояния. Репликами в этом разговоре являются произведения искусства. Что нужно, чтобы нечто стало такой репликой? Нужно быть услышанным теми, кто участвует (или будет участвовать) в этом разговоре, нужно быть ими понятым, чтобы они включили твою реплику в разговор и в дальнейшем учитывали факт ее существования. Нужно, чтобы эта реплика сообщала нечто новое, ранее не сказанное. Нужно, чтобы она была связана с ранее сказанным, вытекала из него и развивала, становясь фундаментом для дальнейшего разговора (хотя это уже не обязательно, реплика может и закрывать какую-то разговорную ветку, ставить в ней точку). Не обязательно, но желательно владеть языком, на котором идет обсуждение, хотя чисто гипотетически можно выстрелить и так. А что за предмет обсуждается? Субъективный человеческий опыт.

Отсюда можно перейти к двум соседним вопросам:

https://thequestion.ru/questions/423330/universalno-li-iskusstvo-mozhno-li-rassmatrivat-vse-vidy-iskusstva-kak-odno-celoe

https://thequestion.ru/questions/423385/chto-mozhno-nazvat-iskusstvom-a-chto-remeslennichestvom

Все искусство является единым целым, поскольку предмет обсуждения един. Разные виды искусства - как разные ветки обсуждения, но это подтемы от магистральной линии.

Это можно рассматривать как деревья, где каждый вид искусства - отдельное дерево. Некоторые деревья засыхают, рядом с некоторыми появляются новые молодые деревца, одни ветки еще живы и регулярно покрываются свежей листвой, а другие - уже нет. Но это все деревья одного леса.

Ремесленничество отличается от искусства тем, что не участвует в этом разговоре. Это реплики, авторы которых не претендовали на это участие или реплики, которые не удостоились внимания. Это бормотание себе под нос человека, который снаружи заглядывает в помещение. где ведется дискуссия. Это как искусственные цветы, которые выглядят как натуральные, если не приглядываться.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
Прокомментировать
Ответить