Евгений Нижник
15 августа 15:02.
85

Как подходить к изучению того или иного поэта, чтобы получить наиболее полное представление о его творчестве?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Полное представление от творчестве — это недостижимая величина. Я бы даже сказал, что сам поэт до конца не понимает, в чем выражается его творчество, что в нем «главное», а что «второстепенное».  И в этом «непонимании» кроется ключ, потому что, на мой взгляд, будет гораздо лучше обойтись поверхностным знанием биографии и времени, в котором жил поэт, чем досконально изучать каждую мелочь его жизни, ведь поэзия, зачастую, это «пойманный момент», который приходит внезапно, случайно, хаотично — даже ненамеренно. Собственно, именно по этой причине вы лучше поймете стихотворение, если будете читать его не взглядом исследователя, а взглядом, собственно, поэта.

Также здорово помогают дневники поэтов. Например, одно время я увлекался японским поэтом Сайгё, начал читать его путевые заметки и, в какой-то момент, на уровне чувств больше стал понимать каждый его стих. Ну и, конечно, есть такие вещи, как атмосфера места, о чем те же японские поэты хорошо знали, когда выбирались читать стихи в определенный день, в определенное место, под определенной Луной. Сложно будет пропитаться поэзией Гэри Снайдера, если вы читаете его тексты в городе — лучше езжайте в горы, в леса, прочитайте его тексты там, и тогда ни станут ярче и понятнее.

Касаемо критиков, то советую вовсе их не читать. Поэт — это единица. Не нужно натягивать его личность на личность другого человека. Будет гораздо честнее смотреть на его творчество своими глазами — так будет гораздо меньше искажений.  

0
Прокомментировать

Расскажу о своей схеме, которая, обычно, помогает захватить сразу и жизнь поэта, и его творчество. Не очень глубоко, но, хотя бы, как введение в его биографию.

Сначала нужно найти общую информацию, хронологию жизни поэта, с указанными там датами и т.д. (По типу как в Википедии). Тут же поищите пару более развернутых его биографий, немного сверьте между собой, чтобы подтвердить информацию в целом. После этого я открываю список стихотворений, тоже с указанными датами. Читаю их, сверяю с тем временным периодом, в которое стихотворение было написано. Т.е. сначала вы читаете, чем занимался автор в этот год, сколько ему было лет, как он себя чувствовал и что в этот период у него случилось, и тут же находите отражение всего этого в его творчестве. Либо наоборот - вы прочитали какое-то стихотворение, и вам стало интересно, например, о чьих похоронах там речь, или о каком друге/девушке он говорит: смотрим дату, ищем её в биографии, разумеется с подробностями. Читая о жизни поэта, отмечайте, что из этого вам больше всего интересно, может это годы учёбы или личный фронт, чья-то смерть или его выступление где-то, исходя из этого поищите более подробную информацию, желательно уже с очерками и комментариями людей, которые его знали. Часто можно будет встретить строчки и самого поэта, относящиеся к тому или иному периоду, тут уже прямая ссылка к стихотворению от автора, не забывайте с ними «сверяться», кстати) Ну и, разумеется, критика. Ознакомьтесь с самыми известными на его счету. Критика (и отношение поэта к ней) часто дополняет общую картину его характера. Если вам уже совсем-совсем интересно, то можно почитать различные записки, письма и воспоминания других людей, которые имели отношение к поэту, там может всплыть много интересных деталей, которые дополнят представление еще больше.

Таким образом, вы сможете проследить и за жизнью поэта, и за его творчеством, от начала пути и вплоть до самой смерти, попутно наблюдая, как он менялся, рос, как менялось творчество, какие там отражены события, и какие из них более значимые для автора. Даже если этого не будет в биографии, вы все равно сами заметите, о чем или о ком он больше всего писал.

Таким образом я знакомилась с Есениным одно время. В итоге, всё закончилось поездкой в его родное село)

0
Прокомментировать
Ответить