Обратный карго-культ, это отказ от следования принципам и рекомендациям при заимствовании чужого опыта и технологий, оправдываемый тем, что взятые за образец примеры сами иногда отклоняются от декларируемых принципов или не полностью следуют своим же рекомендациям.
Впервые это словосочетание появилось в короткой записи, опубликованной в январе 2010 года в онлайн-дневнике Екатерины Шульман, известного специалиста по вопросам законотворчества. В этой записи есть такое определение:
"... Это такой обратный карго-культ - вера в то, что у белых людей самолеты тоже из соломы и навоза, но они ловчее притворяются. А мы, чистые душой аборигены, не так талантливо притворяемся, и в этом тоже есть отдельная гордость. Религия эта особенно распространена среди руководства - им тоже лестно быть циничными и не верить в самолеты и тушенку ..."
В этой записи обыгрывается метафора "карго-культ", ставшая популярной в публицистике для обозначения деятельности, заключающейся в тщательном воспроизведении внешних атрибутов некоторого процесса, но тем не менее лишенной содержания. Так, Ричард Фейнман, обращаясь к выпускникам Калифорнийского технологического института, использовал эту метафору, говоря об учёных, которые воспроизводят внешние аспекты научной работы: публикуют статьи в научных журналах и участвуют в научных дискуссиях, но не обращают внимания на результаты лабораторных экспериментов.
Первоначально термин "карго-культ" или "культ карго" использовался антропологами и этнографами для описания странного поведения населения некоторых тихоокеанских островов, где появлялись проповедники, заявлявшие, что далекие предки этих людей направили им корабли и самолеты с провизией и товарами, которые вскоре прибудут. Последователи культа прекращали обрабатывать землю и ухаживать за домашними животными в ожидании скорого благополучия. Особенно распространились эти верования после Второй мировой войны, под впечатлением от логистических операций американской армии (отсюда тушенка в определении Екатерины Шульман). Термин "культ карго" имел уничижительный оттенок, поэтому антропологи вскоре перестали его использовать в научной литературе, но, благодаря ярким публицистам, таким как Ричард Фейнман, слово стало использоваться в более широком контексте. Например, в литературе по программированию культом карго называют бездумное использование шаблонов программирования там, где они не приносят пользы для решения поставленной задачи.
Таким образом, обратный карго-культ, это странное поведение людей, которые впадают в апатию и прекращают следовать полезным советам, разочаровавшись в них, оправдывая себя тем, что другие люди тоже этим советам не следуют, но лучше это скрывают. Часто эта метафора применяется по отношению к чиновникам, ответственным за
работу общественных институтов, структура которых скопирована с соответствующих институтов, работающих в других странах, когда копии выглядят значительно хуже, чем исходные образцы. Например, в науке метафору обратного карго-культа можно применить в ситуации, когда редактор некого научного журнала, где публикуются псевдонаучные статьи, а научное рецензирование заменено его имитацией, оправдывает нежелание наладить процесс отбора статей тем, что в других научных журналах отбор статей тоже бывает необъективным.
PS. В англоязычной литературе часто встречается термин "whataboutism", обозначающий лицемерную реакцию на критику в духе "а вот у вас самих ...". Известным примером такой реакции является выступление Виталия Чуркина перед конгрессом США в мае 1986 после аварии в Чернобыле, в котором молодой советский дипломат заявил, что не допустит "командного тона" по отношению к СССР и указал на то, что в США тоже случались катастрофы на объектах атомной энергетики. Пожалуй, можно сказать, что whataboutism присущ проявлениям обратного карго-культа, но можно уловить тонкие отличия в уровне искренности/лицемерия.
думаю примером таки являются перекладывание собственных "подвигов" на текущих врагов.. и да это называется маккартизм..
Простой пример обратного карго-культа: когда американцы построили в Москве выставку "типичный американский дом" с чудесами бытовой техники, то советские руководители поставили рядом аналогичный павильон "типичный советский дом". Посетители посмотрели на откровенное очковтирательство в "типичном советском доме" и сочли американские холодильники и посудомойки галимой пропагандой.