Владимир Редкозубов
сентябрь 2015.
275

Не совпадает ли появление единого Бога с рождением третейского суда в XIV-XVI вв, где нельзя было клясться разными богами?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Нет. Первой монотеистической (единый Бог) религией принято считать иудаизм, который стал монотеистическим в 6-5 вв до н.э. При этом, и ранее в политеистических религиях как Запада так и Востока нередко выделялся главный бог (скажем, Зевс - в греческой мифологии, Один - в скандинавской, Шан-Ди в Китае), что можно считать преддверием монотеизма.

5

Это ответ на какой то совсем другой вопрос

-1
Ответить

Он у Вас сформулирован именно подобным образом - совпадает ли (хронологически) появление третейского суда и веры в единобожие.

0
Ответить
Прокомментировать

Клясться богом можно было и в средневековом суде на христианском Западе - испытание верой называлась ордалией и выходит из обращения к 15-му веку, но не из-за появления монотеистической религии, а из-за развития судебного дела. arzamas.academy arzamas.academy

2

Причем здесь испытание верой?! Я же говорю о третейском суде. Тут нужна Википедия: "Трете́йский суд (Коммерческий арбитраж) — негосударственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой. Система третейских судов является институтом самоурегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения)."

Опять читаем у Я,А.Кеслера в книге "Русская цивилизация. Вчера и завтра":

"...язычество было объективным затруднением для выработки единообразных решений правовых вопросов, поскольку если один клялся Юпитером, другой — Зевсом, третий — Немезидой, четвертый — Сварогом и т. д., то невозможно было определить, чья клятва «сильнее».

Появление единого Бога — это рождение третейского суда. Традиционная историография всячески подчеркивает то огромное экономическое и политическое влияние, которое в XIV—XVI вв. имела церковь — что в Западной Европе, что на Руси. Вот любопытный пример становления третейского суда из русской истории.

Митрополит Алексий, к которому якобы по завещанию Симеона Гордого в 1354 г. отошли бразды правления в Москве вплоть до возмужания Дмитрия Ивановича (Донского), в середине XIV в. был постоянным ордынским посредником, связывавшим Сарай, Царьград и Москву. В 1364 г. он был признан третейским судьей в возможных будущих спорах между Дмитрием Донским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем (Храбрым).

В 1368 г. Алексий вызвал князя Михаила Тверского на третейский

суд с Дмитрием Донским в Москву. При этом митрополит как третейский судья гарантировал безопасность тверского князя. Тем не менее, Дмитрий посадил Михаила в тюрьму, из которой того спасли только «ордынские послы, по случаю

очутившиеся в Москве». В этом эпизоде третейский судья — митрополит — еще не был верховным судьей.

Однако уже в 1376 г. слово Алексия оказалось решающим, когда он вынудил того же князя Дмитрия отвергнуть предложение Мамая разрешить торговлю генуэзским купцам в Великом Устюге в обмен на великокняжеский ярлык. Этот церковно-политический отказ, вызванный опасностью для Алексия проникновения католичества в Москву и потери его собственного влияния, привел в результате

к очередной внутриордынской войне и большим жертвам в битвах на реке Пьяне и Куликовской.

Третейский суд церкви всегда приводил к жертвам — что во времена Дмитрия Донского, что во времена контрреформации, избиения староверов в России и неверных в Турции в XVII в. (По иронии судьбы, и в конце XX в.

вмешательство уже патриарха Алексия II в качестве третейского судьи в противостояние между президентом и парламентом России в 1993 г., как и третейское вмешательство папы Иоанна-Павла II в Косовский конфликт 1999 г. также не привело ни к чему хорошему...)

Отметим, что 1376 г. вообще может быть отмечен как время установления реальной судебной власти духовных лидеров над светскими, поскольку и в Западной Европе в то же самое время в Риме реально появилась папская кафедра.

Рождение юриспруденции — это и есть, по сути, рождение института церкви, института религии. Слово институт означает «учреждение,

установление», слово религия (лат. religio), которое обычно переводят

как «божественное», на самом деле происходит от ligo — «объединяю»

и дословно означает «воссоединение, объединение по-новому». В английском языке, согласно Webster'y, слово religion впервые встречается в XIII в., institute — в XIVв., как и слово confession «исповедание» (точнее, «со-исповедание», т. е. то же единоверие). Слово же уния, лат.unio — «единение», англ. union — «союз» появилось только в XV в. в связи с Флорентийской унией.

-1
Ответить

Я. А. Каслер - это про которого статья во фрикопедии присутствует?

+1
Ответить
0
Ответить
Прокомментировать
Ответить