В сотый, наверное, раз предположу, что это болезни роста: феминизм в России, утрированно, хрупок, разобщён и ещё не осознал себя как публичное политическое и правозащитное движение.
К сожалению, некоторые отечественные феминистки и профеминисты (как в другом ответе) фанатично подчёркивают, что феминизм не занимается политикой. Они самозабвенно укрепляют за ним статус маргинальной субкультуры или кружка по интересам, но не предпринимают даже малейших попыток к спокойному разговору с большинством — ибо отвергают саму возможность критики.
Причём тут вполне уместен принцип диктатуры меньшинства, предложенный экономистом Нассимом Талебом и объясняющий возможную причину, по которой такие феминистки не приемлют критику:
Дело в том, что механизмы развития религии и передачи морали похожи на таковые у пищевых ограничений, и мораль навязывается большинству меньшинством. Ранее мы убедились, что между соблюдением и нарушением правил существует асимметрия — законопослушный (или подчиняющийся правилам) человек всегда следует правилам; при этом преступник или человек без твердых принципов вовсе не всегда их нарушает.
<...>Понятно, что демократия, исходя из ее определения, может терпеть наличие врагов. Вопрос в следующем: согласны ли вы лишить права на свободу слова любую партию, в программе которой прописано ограничение свободы слова? А теперь сделаем еще один шаг вперед: может ли общество, которое решило быть терпимым, быть нетерпимым к нетерпимости?<...>
Мы можем ответить на эти вопросы, используя правило меньшинства. Да, нетерпимое меньшинство может взять под контроль и уничтожить демократию. Как мы показали, когда-нибудь наш мир от этого погибнет.
Таким образом, мы должны быть более нетерпимы с некоторыми особенно нетерпимыми меньшинствами. Невозможно подходить к салафизму, отрицающему права других народов на собственную религию, с американскими ценностями и западными принципами. Так что сейчас Запад совершает самоубийство.
Критика, даже самая аргументированная и релевантная российским реалиям (а не та, что соткана из конспектов плюмов и альт-райтов), им просто не нужна сегодня. Им не нужны сомневающиеся и рефлексирующие. Им нужна паства. “Хомячки”. Ведь недаром чуть ли не у каждой известной в узких кругах феминистки есть свора подпевал, которая в комментах готова загрызть любого, кто посмел указать на недостатки этой богини—идеологини и“матери русского феминизма” в одном лице.
Кто не с нами — тот против нас.
Все, кто не поддерживает феминизм, — сексисты.
Даже страшно признаваться, что ты, например, за гендерное равенство и предлагаешь просто распространять феминизм и его принципы на гетеросексуальных мужчин, освобождая тех от мачизма и гиноцентризма.
Тем не менее я бы не сказал, что весь феминизм такой — если почитать хотя бы старые вопросы и ответы на TQ, датированные 2015—16 годами, когда администрация сайта ещё пыталась развивать местное экспертное сообщество, то обнаружится, что тот феминизм представлен обычными людьми, миролюбив и не кровожаден, не боится отвечать на стереотипные вопросы и создаёт увлекательные дискуссии.
Иногда феминистки устраивают просветительские мероприятия и подробные лекции, в которых разговаривают с широкой публикой. Моё любимое — проект Colta.ru и Фонда имени Генриха Бёлля “Гендер для чайников”. Феминизм здорового человека выглядит примерно так.
Беда в том, что у феминизма пока нет публичного рупора и нет гендерно-нейтральной площадки для дискуссий, нет консолидирующего органа, объединявшего бы активистские усилия — а вместе с ними нет и лайт-феминизма.
Из-за этого миллионы российских (а может, и русскоязычных, с учётом эмигрантов) людей живут в плену когнитивных искажений и предубеждений в связи с феминизмом — и вынуждены ориентироваться в основном на субъективные и ангажированные мнения.
Даже издание Wonderzine никак не может определиться, какой феминизм оно продвигает, так что рассудительные и познавательные тексты соседствуют в нём с неоднозначными материалами, авторки которых не стремятся сохранить нейтралитет.
(Справедливости ради, абзацы выше экстраполируются и на отечественный маскулизм (не путать с маскулинистами из “Мужских движений”), который вместо продвижения в массы концепции мужского освобождения от мачизма, гиноцентризма и гендерных стереотипов типа “мужчина должен”, “будь мужиком” воюет с внешними врагами и агрессивно встречает чуть ли не любые замечания. В результате всё, что можно читать по поводу мужской гендерной специфики, — “Безымянная Коммуна” с её дочерним пабликом Spice thyme.
Изоляционизм — это не типично феминистская проказа.)
...
Политика означает работу с общественным мнением и формирование собственного имиджа.
Навальный в большой политике уже лет десять и многократно участвовал в публичных дебатах на самых разных уровнях, включая радио и телеэфиры (на “Дожде”). Навальный позволяет себе популистские высказывания, но в любом случае он давно уже нашёл и представил публике кристализованный и очевидный образ врага и оппонента — жулики и воры (коррупционеры).
В отличие от одной там пассионарной видеоблогерки Н., Навальный ведь не пишет в своих соцсетях “если вы со мной не согласны, не надо оставлять комментариев, я их всё равно не прочту”.
Навальный умный. Будь как Навальный.
Националисты (любые другие идеологи) в телеграм-каналах и своих медиа пытаются работать с аудиторией, полемизировать, отвечать на заурядные вопросы (про титульную нацию и ксенофобию, например).
Это же не бином Ньютона какой.
То же самое применимо и к религии. Есть яростные клерикалы, а есть такие спикеры, как Всеволод Чаплин или Андрей Кураев, которых интересно слушать.