Олег Вятищев
8 августа 14:07.
176

Чем полномочия президента США отличаются от полномочий президента России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Институт президента в США и России отличаются друг от друга принципиально.

В США президент является главой лишь одной из трех ветвей власти – исполнительной. Каждая из них – исполнительная, представительная (Конгресс) и судебная (Верховный суд) – являются самостоятельными, т.е. каждая из них действует независимо от остальных ветвей власти, руководствуется в своих действиях только конституцией и принимает решения в рамках определенных ею полномочий.

Совокупно все три эти ветви власти образуют Government – «государство» в российском значении этого слова, хотя дословно оно переводится как «правительство». Никто это государство не возглавляет, оно управляется совместно тремя властями – в этом смысл концепции разделения властей. И именно это разделение, взаимный контроль и система сдержек между ними обеспечивает эффективность государственного аппарата, его прозрачность, низкий уровень коррупции, защищенность граждан от произвола какой бы то ни было из властей.

На самом деле, в США значительно больше независимых институтов власти, обеспечивающих контроль за государственной властью и ее сдерживание – это и власти 50 штатов, которые независимы от федеральных властей и которые также состоят из трех ветвей в каждом штате, это и Центральный банк, это, наконец, и министерство юстиции США в структуре исполнительной власти, которое вправе вести расследование в отношении любого должностного лица, включая президента, что мы наблюдаем в настоящее на примере действий спецследователя Мюллера и безуспешных попыток президента Трампа остановить проводимое им расследование.

В этой системе наиболее уязвимой является как раз должность президента: он может быть отрешен от власти Конгрессом, а его указы и постановления могут быть признаны Верховным судом неконституционными и отменены. Президент же не в состоянии отменить решения Верховного суда (да вообще любого суда). Если он не подпишет принятый Конгрессом какой-либо закон, с которым он не согласен, тогда Конгресс может преодолеть его вето повторным голосованием и закон вступит в силу. Президент не может уволить губернатора штата.

Совершенно противоположная ситуация в РФ.

Декларируя в ст. 10 принцип разделения властей и их самостоятельность («Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.), Конституция сама же этот принцип сводит на нет за счет института президента.

Вопреки распространенному и ошибочному представлению президент РФ не возглавляет исполнительную власть, у нее есть собственный глава – председатель правительства (ст. 110: «1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров»).

Правительство, согласно Конституции, президенту не подчиняется, а имеет с ним равное положение (ст.11: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 11 институт президента в России вообще приобретает характер четвертой власти, – большая новация в мировой политической практике! – но такой власти, которая стоит над всеми остальными ветвями.

Вот как это сформулировано в ст. 80: «Президент Российской Федерации является главой государства». Получается, что осуществляя власть вместе с правительством, Федеральным собранием и судами, президент, однако, стоит над ними всеми.

Формально президент РФ тоже может быть отрешен от власти представительным органом – Федеральным собранием, а его указы и постановления могут быть признаны Конституционным судом неконституционными.

Однако в отсутствие реального разделения властей, отсутствия между ними функционирующей системы сдержек, в условиях, когда вся власть, как в любом авторитарном режиме, сосредоточивается в одних руках, ограничение действий президента со стороны других ветвей властей становится нереальным.

К этому следует добавить ликвидацию независимых СМИ, строгое подчинение региональных властей федеральным, а также отсутствие самостоятельности министерства юстиции или прокуратуры в возможности расследования обвинений в адрес президента и проведения следствия в отношении него (генпрокурор Чайка в свое время прямо заявил, что надзорные права прокуратуры не распространяются даже на администрацию президента и ее сотрудников – они неподконтрольны).

Вся эта конструкция российской власти очень удобна и выгодна президенту - он всеми руководит, но ни за что не отвечает.

Вот, вкратце, основные, принципиальные различия.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
14

" ликвидация независимых СМИ " 

А " Дождь ", ЭМ, всякие там Лентачи и Медузы? В интернете полно таких ресурсов, мы с вами кстати сейчас на одном из них. 

+1
Ответить

Медузу уже внесли в список нежелательных, так что и её со временем "прикроют".

0
Ответить

KOSTA

Да кто нас с Вами здесь читает, кроме нас самих))

А Вы представьте на минуту перевернутую ситуацию: госпропаганда - на Дожде, ЭМ, Лентаче и Медузе, а на Первом, России-1, России 24, НТВ, РЕН-ТВ, ТВ Центре, Пятом канале и Звезде - оппозиционная информация. Как, думаете, будут выглядеть общественно-политические настроения в стране?

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить