Photo by Samuel Austin on Unsplash
Дверь в Лето
7 августа 11:09.
205

Расскажите что такое дзен, по вашему, и если можно кратко, настолько, насколько это возможно. Если хотите более полно, пишите полно. Итак, что такое дзен?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Дзен - это наебалово. Все, на чем написано "дзен" и что выдает себя за дзен - вдвойне наебалово. Любые слова, описывающие дзен - втройне наебалово.

Если вы ищете дзен, вы его не найдете. Если ищете в нем просветление - вы идете не в ту сторону. Если считаете, что нашли просветление - вы все проебали.

Может показаться, что я специально говорю парадоксами, но так оно и есть. Этот вопрос похож на вопрос "Что было до Большого Взрыва?" при том, что до Большого Взрыва не существовало понятий "до" и "после". На него нельзя ответить. Любой ответ - ложь, и то, что вы сейчас прочитали - тоже.

Василий Печакотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6

Хороший ответ. Непонятно, почему заминусили)

0
Ответить

Не согласен, что это хороший ответ. Читающие этот ответ могут подумать, что любое описание дзена бесполезно, но это не так. Разные описания имеют разную ценность. И хотя, может быть, невозможно описать дзен достаточно хорошо, чтобы его можно было понять теоретически, всё же одни описания оказываются полезнее других.

Отдельно я не согласен с фразой "если вы ищете в нём просветление, вы идёте не в ту сторону". Искренний поиск просветления - это всегда движение в ту сторону, независимо от того, какой конкретно выбран маршрут.

+1
Ответить

всё же одни описания оказываются полезнее других

Не могу согласиться. Соглашусь с тем, что одни описания бесполезнее других.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Вы считаете неверным утверждение "одни описания полезнее других", но считаете верным утверждение "одни описания бесполезнее других"? Видимо, в вашем представлении дзен отменяет чистую логику. В моём представлении - нет, не отменяет.

0
Ответить

Мы немного о разных вещах говорим. Вы тоже правы.

+1
Ответить
Прокомментировать

Ну что ж, в отношении смысловой сущности дзен - к ответу Василия добавить ничего не могу, дам историко-лингвистическую справку.

Дзен - это конечная японская версия преобразований термина "Джхана" (Jhana) из языка Пали, на котором написаны буддийские Никаи - свод бесед Будды Гаутамы, являющийся основным текстом в традиции Тхеравада.

Обозначает "Джхана", если переводить близко к смыслу - Поглощение (ума, внимания) или даже Транс, как его сейчас понимают. В то время - в индийских понятиях глагол "Джайати", от которого образовалось такое существительное, относился к характеристике горения. А именно - это ровное,  размеренное, не нарушаемое всплесками и спадами пламя.

Так как Будда - да и, в общем-то, почти все духовные учителя и философы, часто обращался к метафорам, то и здесь тот же случай. "Джхана" - это ум, находящийся в состоянии, подобном указанному типу горения пламени (ровный, ясный, невозмутимый, лишённый беспокойств и т.п.).

Но, как Вы наверное знаете - дальнейшая история буддизма привела к появлению многих ответвлений или, как их академики зовут, сект. Дзен - японская версия буддизма традиции Махаяны ("Большая колесница"), которая в основном отличается от "олд-скульной" Тхеравады тем, что в приоритетную цель ставит не личное достижение Ниббаны, а некое романтическое становление Боддхисаттвой ("Пробуждённой сущностью") и спасение всех живых существ.

Аналогичные дзену течения - китайский Чань и корейский Сон. Это всё - одно и то же, всё та же "Джхана" (или Дхьяна - на санскрите), адаптированная к местному языку. Объединяются все эти региональные ветви дальневосточного буддизма, пожалуй, следующими свойствами:

  • Сильное и довольно заметное влияние даосизма;
  • Выведение практики "просто-сидения", беспонтовой и простой дзен-медитации в единственно необходимый, если так можно назвать, ритуал буддийской практики;
  • Прагматическая ориентированность на включённость в повседневные дела - "поел рис, помой за собой тарелку, вот твой дзен сейчас". Эта практика деятельности - считается незаменимой для "духовного просветления";
  • Периодические элементы цинизма, как в его древнем (эксцентричном), так и в более современном (мрачно-обесценивающем) понимании. Так, учителя дзен почти всем известны своей крутостью и неумолимостью, а одна история рассказывает о монахе, который сжёг статую Будды (чтобы обогреть себя и товарищей - но вполне мог и из эпатажно-дидактических намерений). Ну и прочее лупление палками, отрубленные руки и т.д.
  • Нарочитый иррационализм и интуитивизм, как это называют европейцы. Последователи дзен считают, что наш рациональный ум - инструмент вполне годный, но ограниченный и многие вопросы не может разрешить просто в силу своей линейной природы. Что замечательно - многие современные философы познания (Нассим Талеб, хотя бы) склонны к похожей позиции.
5
Прокомментировать

Как писал Торчинов: Основными принципами школы Чань являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и станешь Буддой» и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки». 

Тем не менее, все определения из словарей скорее показывают восприятие дзена западными варварами, но не то, как последователи учения воспринимают его. А ведь согласно учению, передать истину в записанном виде невозможно. Следовательно и ответ на этот вопрос немозможен. Но в качестве компенсации я могу привести высказывания самих дзенских мастеров или просто истории из их жизни.

Когда Танка остановился в Эриндзи, в столице было так холодно, что он взял одну из статуй Будды, которые там были, и развел из нее костер. Хозяин гробницы, увидев это, очень возмутился: "Как ты посмел предать огню нашего деревянного Будду?" Танка, который что-то искал в пепле, разгребая его тростью, сказал: "Я собираю в этом пепле священную шариру". (Шэ-ли – это неразрушимая субстанция, обычно овальной формы, которую, как полагают, можно найти после кремации святого".) "Каким образом, – сказал хозяин, – ты надеешься найти шариру, предав огню деревянного Будду?" – "Если я в нем не найду шариры, то позволь мне сжечь оставшихся двух Будд", – ответил Танка. Когда впоследствии один монах спросил учителя о Танке, который сжег статую Будды, учитель сказал: "Когда холодно, мы греемся у огня". – "Правильно он сделал или нет?" "Когда жарко, мы идем в бамбуковую рощу к ручью", – было сказано в ответ.

https://jhana.ru/chan/50-suzuki-part4.html

Еще более суровым мастером дзэн был Токусан. Однажды к нему пришел монах и в соответствии с буддийской традицией поклонился, прежде чем задать вопрос. Однако не успел он выпрямиться, как Токусан ударил его палкой. Монах не понял, в чем дело, и произнес: 

— Я только поклонился и еще не успел задать вам вопрос. Почему же вы меня ударили? 

— Нет никакого смысла ждать, пока ты начнешь говорить, — ответил Токусан.

Дзэнкэй Сибаяма «Цветок безмолвствует. Очерки дзэн»

«Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите патриарха — убивайте Патриарха, встретите архата — убивайте архата, встретите родителей — убивайте родителей, встретите родственников — убивайте родственников. Только тогда вы обретёте освобождение от уз»

«Бодхидхарма был старым бородатым невежей»

«Нирвана и Бодхи — подобны столбу, к которому привязан осёл…»

«Тайные учения — всего лишь письмена теней, всего лишь старые бумажки для подтирания нечистот».

«И понимающие, и не понимающие — все ошибаются»

Мастер Линьцзи, цитаты любезнл приведены на соответствующей странице в википедии

Гуй-шань спросил Ян-шаня: «Из сорока свитков «Нирвана сутры» в скольких записаны речи Будды, а в скольких речи дьявола?»

Ян-шань ответил: «Все они суть речи дьявола».

Мастер Юньмэнь сказал: В тот миг, когда вы видите, что какой-нибудь старый монах открывает рот, вы немедленно должны поставить его на место. А вместо этого вы ведёте себя словно зелёные мухи, облепившие навозную кучу и стремящиеся как можно быстрее поглотить её. Собираясь толпами и устраивая диспуты и обсуждения, вы только утомляете других, принося им страдания.

Томас Клири Пять домов дзэн

Побыв некоторое время в США, я вернулся на Тайвань - в гости - и пошёл повидать двух своих старых мастеров. До того я не получал [официальной] передачи, потому что оставил Мастера, уйдя в затворничество, а потом в Японию. Теперь я получил передачу в обеих традициях чань.

Я сказал своим мастерам: "Я преподаю чань в Америке. Ладно?", и они ответили: "Ха! Так ты думаешь, что можешь преподавать чань! Так?" Я ответил: "Я просто обманываю людей. Не волнуйтесь". Они сказали: "А, тогда ладно". После этого я начал преподавать чань и на Тайване, обманывая людей и там.

Биография китайского монаха(с вопросами и ответами)Беседа Мастера Шен Яня в Мичиганском Университете 10.11.1989 http://yogic1.narod.ru/biogmonk.html

Есть еще ряд чудесных высказываний Кодо Саваки, взято отсюда http://www.tinlib.ru/samosovershenstvovanie/dzyen_samoe_bolshoe_vranyo_vseh_vremyon_i_narodov/p4.php

Все говорят о своём мнении, но кого оно интересует? Заткнись!

Мудаку не нужно стыдиться за то, что он мудак. У ног нет причины бастовать потому, что они просто ноги. Голова не самое главное. И пупку не надо воображать себя отцом всех вещей. Поэтому просто смешно, что люди считают премьер-министра кем-то особо важным. 

Это начинается уже с занятий в школе: сдавать экзамены, раздавать оценки, которые делят людей на группы по их достижениям — какой бред! Что вообще значат такие слова как «важно» или «не важно»? «Важно» иметь хорошую память? Тот, кто имеет плохую — плохой человек? Разве не существует много дебилов с хорошей памятью? Те, кто при раздаче оценок оказались на самой нижней ступени, проклинают свою судьбу и проводят остаток жизни в обиде. И при этом они не замечают, что эта обида является их настоящей проблемой.

Ты плаваешь каждое утро в холодной воде? Что в этом особенного: золотая рыбка делает это всё время. Ты бросил курить? И что? Кот тоже не курит. Как бы хорошо ты не умел бегать от чего-то и за чем-то, это просто суета в проходящем мире.

Как это так получилось, что по сравнению с прогрессом в науке и технике, человечество совсем не прогрессировало?

Американцы просто заурядные люди, русские просто заурядные люди, китайцы тоже просто заурядные люди. Заурядные люди, которые отчаянно соревнуются с заурядными людьми. Как бы велико не было их количество: мусор есть мусор.

То, что мы считаем своим «Я», нельзя зафиксировать. «Мой ум такой и такой…» — такого ума нет. Если бы я по-случайности не стал монахом Дзэн, то я бы наверняка не говорил бы о Буддадхарме. Наверное, я бы стал предводителем банды, который не говорит ничего другого, кроме как «Я ещё вспорю тебе живот, ублюдок!»

Устаревшие взгляды: то, что родители талдычат своим детям часто не больше, чем устаревшие взгляды. Мнение, что хорошее — хорошо, а плохое — плохо давно пережило свои лучшие годы. И съедобные овощи, если они пережили свои лучшие годы, становятся несъедобными. Мы всегда должны смотреть на вещи под свежим углом. «Это важно!» — что важно? Нет вообще ничего важного. Когда мы умрём, то оставим всё позади. Сокровища культуры и нации, как в Нара и Кёто, исчезнут раньше или позже. Мы могли бы спалить их прямо сейчас!

Всё, что выходит из твоего рта, эти объяснения и сочинения: всё это бред. Черты твоего лица говорят сами за себя.В книгах нет учения Будды. Сколько бы сутр ты не сложил у себя в библиотеке, без человека, который читает их, они бессмысленны. Учение Будды — практика. Это означает, что в нём речь идёт о человеке и человеке, о тебе и мне.

Один христианин спросил меня: «Мой священник сказал, что ни одна религия не распространяет столько вранья, как буддизм. Правда ли это?» Я ответил ему: «Ты попал в яблочко, умный паренёк!». И Лотос-сутра, и сутра сияния цветов и Сёбогэндзо ничто иное, как враньё, если они не воплощены на практике. Без дзадзэн буддизм враньё чистой воды.

Кац!

2

Спасибо) это было классно)

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить