Безусловно, систему оценок в российских школах надо менять. В современных реалиях в традиционной пятибалльной системе сложно как учителям, так и ученикам.
Во-первых, отсутствие примерной объективной оценки. Конечно, говорить о школьной оценке как об объективном оценивании нельзя, т.к. это субъективная позиция учителя. Он в рамках пятибалльной системы оценок выставляет результаты по классу некачественным образом. Например, один учащийся написал сочинение по литературе по всем правилам (вступление, основная часть и заключение, сохранена орфография и пунктуация, присутствует стиль), у другого учащегося работа получилась в рамках правил, но по содержанию работа немного отошла от темы. В рамках пятибалльной градации учитель поставит обоим ученикам 5, но понимая, что работа первого ученика гораздо лучше, а 6 в традиционной градации нет.
Во-вторых, пятибалльная система не может определить прогресс. Допустим, если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка останется прежней, хотя качество его работы возросло.
В-третьих, любая система оценки (пятибалльная, десятибалльная и тд.) негативно влияет на самооценку ученика и может иметь под собой опасные психологические травмы. Человек в будущем просто не сможет нормально жить, т.к. ему постоянно придётся ориентироваться на оценку стороннего человека и зависеть от неё. Более того, в школах 70% случаях выставление оценки зависит не только за знание материала, но и личность самого ученика - его активность во внеурочное время, поведение, отношения с учителями. Если спросит преподаватель у двоечника устный материал, который он расскажет на отлично, то с большой долей вероятности, преподаватель наивысший балл такому ученику не поставит, ведь педагога не устраивает не сама интеллектуальная деятельность учащегося во время урока, сколько личность.
Ввиду всех аспектов оценок в современной школе, я считаю, что важно изменить кардинально саму систему вплоть до полного отказа от традиционной балловой оценки вне зависимости от градации. Результат работы ученика должен быть обозначен нетривиальным образом и носить рекомендательный характер. К примеру, по окончанию четверти или триместра преподаватель или школьный методист готовит специальный бланк для каждого ученика, где обозначены ключевые позиции, по которым ученику необходимо проработать дополнительно. Соглашусь с тем, что это более кропотливая работа для школьных преподавателей, но в рамках государства она вполне действенна. Также можно рассмотреть вариант, когда ученики оценивают свою работу за урок самостоятельно и в таком случае у них формируются ценности самооценки. В рамках коллектива подобная практика также работает (испытана на личном опыте).
Я бы на месте Рособрнадзора проработал эту темы досконально и не торопился с изменениям, необходимо экспертное мнение и активное участие самих учеников и психологов, чтобы не воссоздать в учащихся комплексы из-за школьных оценок, как описал в своём ответе Ильмир.
Конечно.
Было обидно получить в школе двойку по физике, хоть я и старалась и пыталась решить задачу, а ещё обиднее было узнать, что у одноклассницы, которая ничего не пыталась сделать и сдала пустой лист, та же двойка.
Очень правильный ответ.