Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы считаете, нужно ли пересмотреть пятибалльную систему оценок в школах?

ОбществоОбразование+3
Михаил Ведерников
  · 2,2 K
Политолог, Friedrich Naumann Foundation for Freedom  · 2 авг 2018

Безусловно, систему оценок в российских школах надо менять. В современных реалиях в традиционной пятибалльной системе сложно как учителям, так и ученикам. 

Во-первых, отсутствие примерной объективной оценки. Конечно, говорить о школьной оценке как об объективном оценивании нельзя, т.к. это субъективная позиция учителя. Он в рамках пятибалльной системы оценок выставляет результаты по классу некачественным образом. Например, один учащийся написал сочинение по литературе по всем правилам (вступление, основная часть и заключение, сохранена орфография и пунктуация, присутствует стиль), у другого учащегося работа получилась в рамках правил, но по содержанию работа немного отошла от темы. В рамках пятибалльной градации учитель поставит обоим ученикам 5, но понимая, что работа первого ученика гораздо лучше, а 6 в традиционной градации нет. 

Во-вторых, пятибалльная система не может определить прогресс. Допустим, если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка останется прежней, хотя качество его работы возросло. 

В-третьих, любая система оценки (пятибалльная, десятибалльная и тд.) негативно влияет на самооценку ученика и может иметь под собой опасные психологические травмы. Человек в будущем просто не сможет нормально жить, т.к. ему постоянно придётся ориентироваться на оценку стороннего человека и зависеть от неё. Более того, в школах 70% случаях выставление оценки зависит не только за знание материала, но и личность самого ученика - его активность во внеурочное время, поведение, отношения с учителями. Если спросит преподаватель у двоечника устный материал, который он расскажет на отлично, то с большой долей вероятности, преподаватель наивысший балл такому ученику не поставит, ведь педагога не устраивает не сама интеллектуальная деятельность учащегося во время урока, сколько личность. 

Ввиду всех аспектов оценок в современной школе, я считаю, что важно изменить кардинально саму систему вплоть до полного отказа от традиционной балловой оценки вне зависимости от градации. Результат работы ученика должен быть обозначен нетривиальным образом и носить рекомендательный характер. К примеру, по окончанию четверти или триместра преподаватель или школьный методист готовит специальный бланк для каждого ученика, где обозначены ключевые позиции, по которым ученику необходимо проработать дополнительно. Соглашусь с тем, что это более кропотливая работа для школьных преподавателей, но в рамках государства она вполне действенна. Также можно рассмотреть вариант, когда ученики оценивают свою работу за урок самостоятельно и в таком случае у них формируются ценности самооценки. В рамках коллектива подобная практика также работает (испытана на личном опыте). 

Я бы на месте Рособрнадзора проработал эту темы досконально и не торопился с изменениям, необходимо экспертное мнение и активное участие самих учеников и психологов, чтобы не воссоздать в учащихся комплексы из-за школьных оценок, как описал в своём ответе Ильмир.

Учитель русского языка, литературы, воспитатель детского сада, учитель английского языка...  · 1 сент 2021
Я работала в частной школе (Наша Школа, г. Новосибирск), где существовала 100 балльная систему оценивания, с переводом в пятибалльную и подробным описанием всех критериев, в том числе с формулой перевода. Эта система информатизированная, ученики, родители и учителя имеют возможность мониторить процессы, работать с критериями как с задачей. Так как этот продукт... Читать далее
интеллектуал. дизайнер. меломан. мизантроп.  · 2 авг 2018
Существующая система оценок бессмысленна.  С одной стороны, она очень узка - всего 4 значения (2, 3, 4, 5). С другой, очень формальна - для всех (учеников, учителей, родителей, минобраза) имеют значение оценки, а не знания, интерес или прогресс в изучении. При сохранении самого принципа выставления оценок они должны быть более информативны и понятны, в первую очередь -... Читать далее
В целом, я поддерживаю вашу позицию, но необходимо уточнить: > При сохранении самого принципа выставления оценок... Читать дальше
Учитель словесности, истории искусств  · 6 авг 2018
Нужно менять не разбалловку, а фокус. Мы привыкли оценивать знаниевый компонент, но ведь человек - это не только знания, но и умения, но и отношения с другими людьми, а еще и самооценивание. Школа должна научить человека адекватно относиться к критике, для этого нужно научиться смотреть на свою работу под определенным углом. Сейчас в школе: твоя работа плохая, значит... Читать далее
Биолог, геолог, преподаватель. В перспективе к.филос.н.  · 2 авг 2018
Она, фактически, четырёхбалльная. 2,3,4,5. Неуд, уд, хор, отл. Единица ставится в исключительных случаях, если ученик отказался выполнять задание. Причин пересматривать не вижу. Оценивать всё равно надо. Это хоть какой-то критерий успешности выполнения задач образования. Все эмоциональные оценки предыдущих ораторов относятся, по большей части, не к самой системе... Читать далее

Конечно.

Было обидно получить в школе двойку по физике, хоть я и старалась и пыталась решить задачу, а ещё обиднее было узнать, что у одноклассницы, которая ничего не пыталась сделать и сдала пустой лист, та же двойка.

Пролетарий умственного труда.  · 4 авг 2018
Давно пора. хотя бы потому, что единицы и двойки почти никогда не ставят. а нуля и вовсе не существует. получается, для оценки учащегося остаётся всего лишь 3  балла. это тройка, четвёрка и пятёрк. но ведь это фигня какая-то. один человек решает всё и 10 дополнительных вопрос - у него 5. другое делает всё и 3 дополнительных вопроса - и у него тоже 5. как так? ведь не... Читать далее
Это необходимо обязательно к пересмотру.Не только древнюю систему баллов а вообще всю систему образования.Система которая придумана давним поколением никаким образом не может повлиять на образование интереса у нового поколения детей.  Лично мое мнение, баллы в школе необходимо убрать.И думать не о том, как ввести новые какие то сранные баллы и другие псевдомотиваторы... Читать далее

Очень правильный ответ.