Какой средний уровень образованности и образования был в Российской империи по сравнению с европейскими странами?

4600
4
0
28 сентября
10:47
сентябрь
2015

Согласно дореволюционному "Новому энциклопедическому словарю" грамотность в армиях европейских стран выглядела следующим образом

(далее идет количество неграмотных на 1000 человек):

Россия - 617 неграмотных на 1000 рекрутов

Сербия - 496

Италия - 306

Бельгия - 85

Франция - 33

Германия - 0,2 (или 2 неграмотных на 10 000 новобранцев)

Все данные по состоянию на 1911 год.

По переписи 1897 года среди всего населения грамотными был 21% населения.

Однако, надо учитывать и сильные региональные различия - так в прибалтийских губерниях и Финляндии процент грамотных был наивысшим, а в столицах (Москва и Санкт__Петербург) - большим, чем в провинции. Наименее образованным было население мусульманских регионов - Средней Азии и Кавказа.

Так что можно говорить о том, что Российская Империя плелась в конце европейских стран по уровню грамотности. С другой стороны, наибольший процент грамотных давала среда подростков, что, думаю, говорит о том, что в конце концов в Российской империи было бы введено (тем или иным образом) всеобщее образование. Скорее всего, правда, это случилось бы несколько позже, чем в Советском Союзе.

24
0
сентябрь
2015

Сравнивать грамотность в Российской империи и Европе сложно. Ее оценивали по разным критериям. Так что более или менее объективные данные мы находим как раз в статистике по грамотности рекрутов, о чем писали выше. Но определенные выводы можно сделать, исходя из данных о развитии образования в Российской империи и странах Европы.

Судя по переписи 1897 года, в РИ грамотные люди составляли 21% населения (грамотных женщин было вдвое меньше). К 1914 году цифра выросла примерно до 30%. В 1911 году в России провели школьную перепись. Оказалось, что начальную школу посещают всего около 43% детей.

В 1906 году в Министерстве народного просвещения разработали проект введения всеобщего обучения. Но закона, который сделал бы его обязательным, до 1919 года так и не появилось. В Великобритании его приняли в 1870 году, во Франции - в 1881. Правда, в полную силу эти законы заработали не сразу. Трудно судить о том, насколько хорошо они выполнялись. Детский труд не был большой редкостью. Бедной семье гораздо выгоднее было определить ребенка на работу, а не в школу. Тем не менее, если верить англоязычной Википедии, более 95% детей начального школьного возраста в Великобритании были зачислены в школы еще до того, как это стало обязательным. В Российский империи к концу 1914 года начальное образование охватывало всего чуть более 30% детей. В европейской части ситуация была лучше: в школу ходили почти все мальчики, но менее половины девочек.

Развитие профессионального образования было слабым. Его в РИ получали всего 6% населения, а высшее - 0,8%. При этом сельским хозяйством в конце XIX века занимались 3/4 всего населения.

Проект Министерства народного просвещения по введению всеобщего образования распространялся на 34 губернии, где были земские учреждения. В течение 9,4 лет в них планировали создать сеть всеобщего доступного начального образования. В остальных губерниях и областях (а их было еще 67) начальное образование должно было появиться в течение 12-17 лет, т.е. ориентировочно к 1925 году. По оценке Нового энциклопедического словаря 1916 года, полный охват детей начальным образованием мог завершиться к 1930 году (начальное образование тогда было четырехлетним). Правда, к намеченному сроку этих показателей вряд ли удалось бы достичь. Война 1914 года истощила финансовые ресурсы страны.

По переписи 1926 года грамотным стало 56,6% населения Советской России (грамотных женщин - более, чем в 1,5 раза меньше). Но о качестве образования в 20-е годы надо судить отдельно. Система всеобщего обязательного семилетнего образования сложилась в стране в 30-е годы. К концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой (по данным книги Гуркиной Н. "История образования в России").

6
0
сентябрь
2015

Обязательное начальное образование впервые появилось в Шотландии в 17 веке, в начале 18 века - в Австрийской империи и Пруссии, далее - везде. Среди ведущих европейских держав последней обязательное начальное образование ввела Великобритания в Англии и Уэльсе в 1870 году (в Шотландии оно уже действовало к этому времени пару веков). Россия ввела обязательное начальное образование в результате революций 1917 года. Таким образом, уже к концу 19 века неграмотные люди в ведущих европейских государствах и Японии стали исключением из правил, а в России - нормой.

В 1914/1915 учебном году в империи насчитывалось 105 высших учебных заведений, 127 тысяч студентов на 187 миллионов человек населения. Для сравнения (для сравнения: в наши дни - 965 вузов, 4,7 миллиона студентов на 140+ миллионов человек населения)

"По количеству населения Россия, как известно, занимает первое место среди цивилизованных стран мира, а по народному образованию — одно из последних. Точно так же и по развитию высшего образования. В России 1 высшее учебное заведение приходится на 3,4 милл. населения, а 1 университет на 17 милл. населения; в Германии же, нашей ближайшей соседке, 1 высшее учебное заведение приходится на 1 милл. населения, а университет на 2,8 милл. Таким образом, по высшему образованию Россия отстала от Германии в 3,4 раза, а по университетскому — в 6 раз"

(Справочник по высшему образованию. Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения России / Сост. инж. Д.Марголин. Изд. 2-е, испр. и доп. Киев: «Сотрудник», 1911. С.5).

3
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта