Alexey Sychev
31 июля 12:48.
11555

Насколько современный человек смог бы вжиться в среду Древнего Рима 1 века без проблем и ошибок?

Ответить
Ответить
Комментировать
16
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Между римлянином I века н.э. и нашим современником лежит колоссальная мировоззренческая (и не только) пропасть. Начнем с того, что в античности общество делилось на свободных и несвободных. Важно отметить, что последние, т.е. рабы, не имели юридического статуса личности, и их судьба, если не учитывать некоторые законы императоров, зависела от доброй или недоброй воли хозяина. Путь от свободного до раба был сравнительно недалек. Наш потенциальный гость из современности, оказавшись в прошлом, вызвал бы закономерное подозрение своим поведением или даже банальным незнанием языка (потому что при всем уровне развития исторической фонетики мы не можем безусловно знать всех фонетических тонкостей латинского языка, особенно разговорного, особенно в провинции). Человек должен был бы доказать свой статус свободного человека: либо римского гражданина, либо перегрина, т.е. свободного человека, принадлежащего к какому-то гражданскому коллективу, общине (например, гражданам Антиохии). Статус этот давался либо по рождению, либо приобретался через решение соответствующих инстанций (вплоть до императорского рескрипта), т.е. при отсутствии необходимых документов и поручителей доказать его было бы невозможно. Как видите, положение нашего гостя из будущего становится незавидным; римская бюрократическая система не будет очень заморачиваться с выяснениями и разбирательствами.

Однако даже при наличии подтвержденного свободного статуса проблем еще множество. Отметим, что Рим был патриархальным обществом; несмотря на некоторый объем прав у женщин, их возможности были существенно ограничены законом и общественными порядками по сравнению с возможностями мужчины. Затем, нашему гостю придется привыкать к жизненным условиям: не стану сейчас говорить про скверное и опасное (обрушения, пожары etc) съемное жилье в многоквартирных домах (инсулах), отсутствие доступного всем водопровода (чтобы провести воду, надо получить на то право и соответствующие документы), отличие процесса мытья (при недостатке финансов придется ходить в общественные бани, где придется натираться маслом и скрести себя скребком), отсутствие гарантированного государством здравоохранения. В поисках работы не будем забывать, что трудовое законодательство того времени далеко не тождественно нынешнему. Мужчина еще имел возможность пойти на государственную службу (однако для хорошей карьеры нужно иметь контакты с представителями политической элиты и состояние, чтобы осуществлять разные акции для получения популярности: раздачи, зрелища и т.д.) или в армию, однако тут можно угодить на самую настоящую войну с суровыми племенами, живущими за границей римских владений, или оказаться в эпицентре очередной гражданской войны (в которой придется еще выбирать чью-то сторону), а также терпеть наказания (Тацит красочно описывает одного центуриона, который лупил солдат своей тростью, пока та не разлеталась в щепки, а потом брал другую) и тяготы походной жизни (бегать на тренировках в доспехах и с оружием, питаться грубой пищей etc.). Есть еще вариант, для улучшения своего финансового положения, стать клиентом, т.е. оказаться в зависимости от влиятельного лица, однако тогда нужно полностью забыть о своей чести и достоинстве: с утра (не в 7, и не 8, а перед рассветом, а зимой и задолго до него) придется униженно толкаться в приемной в надежде поприветствовать патрона, за обедом довольствоваться его объедками etc. Сложно будет и поехать куда-то, потому что, несмотря на наличие в Римской империи отличных дорог, а также морского и речного флотов, постоянно их использовали почтовые и военные ведомства, частному же лицу нужны были особые и труднодоступные документы. Путешествовать в одиночку опасно, а свиту, как Вы понимаете, надо содержать. Житье не в городе, а в деревне тоже трудно: придется заниматься сельским хозяйством (самому, либо с привлечением наемной или рабской рабочей силы), не имея техники и современных удобрений, а также многих современных культур (томаты, картофель etc).

Что касается потребностей духовных. Во-первых, в Риме действовали ограничения в вопросах мировоззрения. Представители некоторых философских школ изгонялись из Рима. Религиозная же жизнь контролировалась императором как великим понтификом; люди могли следовать только тем культам, которые признаны и дозволены, однако вне зависимости от личных убеждений необходимо было соблюдать еще и императорский культ, т.е. по определенным дням почитать божественную сущность императорской власти, в противном случае следовало наказание. Многие культы в Риме преследовались, а приверженцы Христианства и вовсе подвергались систематическим гонениям (которые начались уже в I веке н.э.). Во-вторых, в Риме не было создано системы всеобщего образования. При Веспасиане стали открываться городские кафедры риторики, существовали школы и в городах при поддержке местных властей и меценатов, однако в целом за полным образованием придется куда-то ехать и там платить. В школах также придется мириться с волей учителя: в античной литературе весьма распространен образ сурово учителя, который колотит учеников; обучаясь у видного философа и ритора, придется терпеть его экстравагантные выходки.

В целом, я перечислил только самые общие проблемы, которые могли бы подстерегать современного человека в Древнем Риме. Ошибок, я думаю, было бы не избежать. Для более подробного знакомства с вопросом предлагаю прочесть работы из обширной литературы по повседневной жизни в Риме. Для начала можно посмотреть: Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. Любое издание. 

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
45

Трудовой кодекс отличался от современного, говорите? ))
Насколько мне известно в античном мире наниматься работать за деньги на другое частное лицо считалось делом достойным только рабов и проституток. Это ассоциировалось с продажей себя в рабство. Хотя отдельные случаи "трудоустройства" случались (например, произведения искусства изготавливались мастерами за вознаграждение). Но это вовсе не было такой обычной практикой как сегодня.
Богатые горожане жили за счёт дохода от загородных вилл, обслуживаемых рабами, каких-нибудь торговых сделок и т.п. Остальные либо обрабатывали землю (своими руками или руками рабов, при возможности их купить), либо служили в армии (и там они _непременно воевали, войны и конфликты тогда происходили практически непрерывно, а не время от времени как сегодня). Одно время нищим римским ветеранам (отслужившим не менее 20 лет и не нажившим земли или иного богатства - а таких было большинство) просто раздавали еду от имени императора, чтобы они не вымирали от голода - работать за вознагрждение там было негде и не принято, за исключением военной службы.
Вот такой "трудовой кодекс".

-1
Ответить

То есть чтобы обеспечить себе мало-мальски приемлемые условия жизни, "попаданцу" надо было бы не просто доказать происхождение от свободного гражданина, а ещё и как-нибудь обзавестись хоть небольшим наделом земли и хотя бы 1-2 рабами. (Запас золота с собой помог бы решить пробему :) В иных случаях условия жизни современному человеку показались бы совершенно невыносимыми, да и само выживание под большим вопросом.

0
Ответить

> работать за деньги

> дело достойное рабов

Как раб может быть вольнонаемным рабочим? И как быть, к примеру, с трудом преподавателей, которые обучали за жалование (Аполлоний, наставник Марка Аврелий, приглашенный императором Прилетели Пием в Рим)? Или, например, наемными сельскохозяйственными рабочими, о которых упоминает Светоний в жизнеописании Веспасиана?

0
Ответить
Ещё 2 комментария

*Антонином Пием

0
Ответить

По-Вашему выходит, что римский социум делился на нобилей-землевладельцев, земледельцев – бедных и средней руки, а также воинов. Как быть с ремесленниками и людьми свободных профессий (занятых искусствами и науками, например риторов, врачей; сюда еще стоит добавил всевозможных гадателей и предсказателей, к которым за деньги обращались за советом).

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить