Почему в России уже в течение 20 лет настолько популярны фильмы и сериалы про бандитов и "ментов"?

3612
6
1
27 сентября
22:30
ноябрь
2015

Для начала, надо понимать, что любой продукт массового идеологического производства отвечает интересам, чаяниям и представлениям крупных общественных групп. Верно это и для массовой книжной и литературной продукции криминального жанра. И уж коль скоро производство идей стало индустрией, оно подчиняется тем же законам, что и другие отрасли экономики.

Образы полицейского и бандита, часто трудно различимые между собой, нашли себе поклонников среди высшего, среднего и низшего класса нашего общества. Для каждой из этих групп они решали разные задачи.

Начнём снизу. Для городских и, особенно, сельских низов карьера полицейского - один из немногих надёжных социальных лифтов. Проще говоря, многие мальчишки на селе и в богом забытых маленьких городах представляют себе свой жизненный путь так: школа - ПТУ - армия - полиция (преимущественно, ГАИ) или охрана. И выбирается он не от хорошей жизни - образ стража порядка в общественном сознании изрядно подпорчен. Но куда податься, если заводы и колхозы закрыты или находятся на грани развала? В этом плане в создании положительного образа полицейского имеет вполне объективный социальный заказ. Пока узкая лазейка наверх работает и остаётся минимально привлекательной для масс провинциального рабочего класса, это хотя бы частично сдерживает развитие протестных настроений.

Образ бандита тоже раскручивается не случайно. Во-первых, он служит инструментом героизации полицейского. Логика такая - если бандиты так круты, но полиция их всё равно побеждает, значит полицейские - ещё круче. Крутостью бандитов можно объяснить и другое - если у нас такие замечательные стражи порядка, то почему же преступность никуда не исчезает? В этом плане фильмы о ментах и бандитах делают одно дело с мудрёными теориями криминологов, которые пытаются доказать, что преступность нельзя не то, чтобы искоренить, но и даже свести её объёмы к статистической погрешности.

Во-вторых, для многих представителей социальных низов, которые не смогли воспользоваться другими социальными лифтами, столь желанный путь наверх лежит через нарушение закона. Естественно, что между административными правонарушениями и мелкими уголовными преступлениями с одной стороны и описываемыми в фильмах громкими преступлениями - с другой, огромная разница. Тем не менее, массы получают недвусмысленный сигнал - правонарушитель, даже преступник - вполне нормальный человек, которого можно уважать или даже восхищаться им. А раз так, рассуждает гипотетический дядя Вася, то ничего ужасного, что он "толкнул налево" тонну казённого добра. Тем более, что "все так делают".

Для средних слоёв, немалую часть которых составляет бюрократия - в погонах и без таковых, мелкие бизнесмены и коммерческие служащие, действуют схожие механизмы самооправдания. Трудно найти что-либо героическое в повседневной деятельности большинства из этих людей - как законной, так и незаконной. И коль скоро законное и незаконное в их жизни так часто переплетается, то они готовы сделать своими героями и бандитов, и "ментов". Их воображаемый героизм в телевизоре оправдывает обе стороны повседневной деятельности самой культурно непритязательной части среднего класса.

Для всех прочих - в том числе и более "прогрессивных" - существует другая идеологическая продукция, оправдывающая, приукрашивающая и даже воспевающая их существование. Есть здесь и промежуточные варианты - например, "интеллектуальный детектив" вроде того же Бориса Акунина, являющийся таковым только на фоне продукции Дарьи Донцовой. Заодно богатый рынок эксплуатирующих криминальный мир масс-культуры - фильмов, книг и музыки, создаёт рабочие места для изрядно измельчавших представителей творческой интеллигенции. Описанные выше идеологические иллюзии масс вкупе с их непритязательными вкусами обеспечивают работой множество бездарных ремесленников, неспособных создать что-либо действительно оригинальное.

Что касается верхушки нашего общества, то здесь всё ещё проще - никогда не вредно создать выгодный образ для защитников своих богатств и \или партнёров по бизнесу - честному и не очень. Более того, рынок массовой культуры - включая и его "криминальный" сегмент - является ещё одним источником прибыли. Впрочем, самая главная выгода вовсе не в этом, а в том идеологическом воздействии на массы, о котором мы уже подробно рассказали выше.

Беда массового спроса на "криминальный жанр" заключается в том, что он воспроизводит сам себя, так как сформировался уже самостоятельный рынок книг и фильмов о бандитах и "ментах". Прямо к нему примыкает и отрасль музыкальной индустрии по производству "шансона" или, проще говоря, блатняка.

24
0
октябрь
2015

В 90-х в стране начался настоящий разгул преступности. Это был хаос. За это время, к началу двухтысячных, сформировалась мощная иерархическая система, затрагивающая и самую верхушку власти. Бандиты напрямую влияли на политику и жизнь в стране.

Тогда же и вышли два культовых сериала: "Бандитский Петербург" и "Бригада". Тематика была крайне актуальна. Есть что-то вроде мини-теории загорова, о том, что образ бандита нужно было облагородить, отмыть и, возможно даже, подать как пример. Отсюда и фильмы и сериалы. Например, тот же "Мусорщик" и, вышедший чуть позже "Бумер". О том, что это действительно было востребовано временем мы можем судить и по "Улицам разбитых фонарей" и их прямому конкуренту "Убойной силе", это уже не совсем про бандитов, но антураж тот же.

В десятых произошел поворот в тематике, фильмы и сериалы стали уже не столько драматургическими, сколько развлекательными. А тематика была смещена в сторону военной. Хороший пример - "Грозовые ворота".

Сейчас же сериалы четко делятся на мужские и женские: мелодрамы и различные сериалы про отряды спецназначения, военных и оперативников. Бандиская романтика уже закончилась (не припомню сейчас ни одного сериала, где главный герой - бандит), государству нужны солдаты.

Бонус. Неплохая попытка проанализировать причины появления таких сериалов в 1990-2000-х в разрезе политической ситуации и с примерами из истории США: sovross.ru

4
0
ноябрь
2015

Сериалы про полицейских и всяких приглашенных специалистов популярны не только у нас. При должном упрощении, и "Шерлока", и "Менталиста" можно свести к концепции "полицейский консультант/полицейский расследует дело". Вот только уровень сюжета немного разный, поэтому там получаются сериалы, которых фанаты готовы годами ждать, а у нас мыло про ментов. Хотя говорят, новый сериал с Хабенским вполне на уровне зарубежных аналогов, да и вообще появляются в сериальной индустрии оригинальные проекты.

Для начала, почему во всем мире такие сериалы популярны.

Во-первых, детективный жанр. Вопрос "кто убил очень богатого Василия Петровича?" более менее интересен всем. Написать же любовную или историческую драму и не скатиться в сопли гораздо тяжелее, да и в самом идеальном исполнении она будет интересно только очень узкой аудитории.

Во-вторых, относительная дешевизна. Никаких средневековых костюмов, никаких вспышек пламени и сделанных на компьютере демонов.

В-третьих, героизм. Люди любят героев, поэтому обожают сказки про всяческих рыцарей. Где могут быть очевидные рыцари сейчас? Военные, пожарные, полицейские. Показать, как действия, например, учителя математики поднимают страну с колен довольно сложно. А полицейский защелкнул наручники на преступнике - и спас день.

В-четвертых, удобное разбиение на серии. Одно дело - одна серия, плюс какой-то сквозной сюжет. Пропустил серию - не беда, перепутал порядок -не беда.

В-пятых, знакомые и простые реалии. Ваша бабушка знает, кто такие фальшивомонетчики, а вот кто такие хоббиты - нет. И на судьбу первых ей смотреть явно интересней.

А теперь почему у насполучаются сериалы про ментов, а не детективные сериалы.

Во-первых, русский кинематограф сейчас переживает не лучшие времена, об этом и спорить-то нечего, поэтому качество явно не лучшее. Здесь же и сценарии, и актерская игра, и даже декорации.

Во-вторых, слишком много блатняка. Главным, сквозным злодеем западного боевика никогда не будет бритоголовый криминальный авторитет в наколках и с абстинентной лексикой. Идеальный главный злодей, если он есть, западного образца - это Мориарти, весь такой в пиджачке, гений, псих, но очень обаятельный.

В-третьих, смешение жанров. Если "Бруклин 9-9" - это комедия о жизни полицейских, а "Менталист" - это драма о расследованиях, то это видно из сюжета серий. У нас же часто пытаются запихнуть в сериал все. И хитрые перипетии жизни следователя, его жены и любовницы, и страшного маньяка, и драму помощника следователя.

В-четвертых, мало запоминающихся характеров, ситуаций. мотиваций. Последние сцены "Ганибала" взорвали Интернет, не помню что-то такое от наших сериалов.

В итоге, вся проблема в том, что работая в целом в одном и том же жанре, зарубежные сериалоделы стараются постоянно выдавать оригинальные продукты, а у нас штампуют один и тот же сюжет, максимально упрощенный для самых широких масс.

1
0
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта