Что значит гармоническое и мелодическое начало в музыке? Приведите, пожалуйста, примеры превосходства мелодической композиции над гармонической и наоборот.

361
1
0
27 сентября
20:35
сентябрь
2015

Звучит как вопрос из учебника по музлитературе)

Если попросту, то мелодия - это музыка по горизонтали, звуки, сыгранные один за одним, по очереди. Гармония, соответственно - музыка по вертикали, это несколько звуков, сложившихся в аккорд. Между собой они тесно и непосредственно связаны: мелодия использует, украшает и развивает звуки из сопровождающих её аккордов, гармония, в свою очередь не нарушает и поддерживает мелодию, придаёт ей объём, характер, фактуру, задаёт направление её движения. Вместе они также придают музыке определённую форму и приводят её к кульминации.

Говорить о превосходстве мелодической композиции над гармонической или наоборот довольно странное и неблагодарное дело. Если имеется в виду композиция как процесс сочинения музыки - то и сочинение мелодии, и подбор к ней подходящего сопровождения почти неотделимы друг от друга и оба будут примерно соответствовать уровню мастерства композитора. Если под композициями подразумеваются готовые музыкальные сочинения, то сравнивать их ещё более затруднительно, так как для каждого из них музыкальные средства выбирались соответственно его назначению.

Предположу, что речь идёт о произведениях в которых гармоническая или мелодическая основа является основным, преимущественным средством выразительности. Вот здесь уже можно привести примеры (сознательно беру самые простые и расхожие):

1. Гармония. Всевозможные хоровые сочинения, в особенности богослужебной направленности, хоралы, молитвы. Из прекрасного - "Всенощная" Рахманинова.

Ф. Шопен Прелюдия №4, И.С. Бах Прелюдия до-мажор из "Хорошо темперированного клавира" (пример посложнее предыдущих, там звуки вроде идут подряд и, несомненно, складываются в мелодию, но рисунок мелодии повторяется в каждом такте и использует только аккордовые звуки, что и приковывает внимание к меняющимся гармониям).

2. Мелодия. Сочинения Н.Паганини (Кантабиле ре-мажор), П.Сарасате и им подобные (виртуозная сольная партия при скромном аккомпанементе), почти все романсы, многие оперные и опереточные арии (послушайте хоть "Плач Ярославны" Бородина, там вообще оркестр половину пьесы держит одну ноту, на фоне которой солисты выводят мелодии). А также любая эстрадная/бардовская/рок/попсовая песня на трёх аккордах, из которой помните только половину слов, а мотив по нескольку дней крутится в голове)

7
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта