Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем нас заставляют учить имена учёных, поэтов, музыкантов и названия их творений?

МузыкаПоэзия+3
Анонимный вопрос
  · 4,3 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 28 янв 2020  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Представьте себе постапокалипсис.

Не катастрофический, но системный, что еще хуже — когда любой человек, любого класса и происхождения, ощущает бесповоротный неисправимый упадок. Хорошей современной аналогией наверное будет глобальный дефолт, насколько повредивший всем системам общественных отношений, что при вашей личной жизни, дорогой читатель, вы гарантированно никогда не будете жить в достатке и безопасности. Вы всегда будете бедны, а все то немногое, что у вас есть, всегда готовы будут отнять — без наказания, без последствий.

В таком примерно состоянии Марциан Капелла, ритор пятого века, писал De nuptiis — энциклопедию свободных искусств, которая позже легла в основу проекта классического образования. И хотя суть книги не сводима к какому-то перечню утверждений, можно по крайней мере в общих чертах сказать, что она постулирует знание литературы как ценность первого порядка, поскольку она является земной формой соединения с чем-то большим. Допустим с Меркурием.

Марциан умер вскоре после завоевания Северной Африки вандалами. Спустя тысячу лет труд Марциана адаптировал Пьер де ла Раме и сделал его основой куррикулума Парижского университета — пока не попал в катаклизмы своего времени, не был преследован и убит в Варфоломеевскую ночь. Проект на этом разумеется не закончился, но продолжил существовать и меняться — современный вид классического образования сформировался в Великую Депрессию и предвоенные 1930-е, тоже не самое веселое время.

Иными словами, мир уже тысячи лет живет в беспрерывном рассеянном конце света, умудряясь воткнуть эпизоды чудовищного кровопролития даже в периоды большого подъема — и тем не менее, совершенно не отчужденные от происходящего люди, все это время продолжают утверждать что таки да, Гомер это круто, Гомера надо читать. Поскольку, в каком-то смысле, антонимом конца света является именно Гомер (нежели банальное отсутствие конца света).

Что в свою очередь не снимает необходимости его нормально преподавать, и тут уже возникают вопросы.

Современное школьное образование — это ответвление проекта классического образования, подвергнутое масштабированию не по средствам. Задача его, в области гуманитарных наук — не столько научиться соединять человека с Меркурием, сколько дать всем одинаковую культурную базу, поскольку культурная база тоже постулируется в нем как ценность первого порядка — в то время как его негласная практическая задача только в том, чтобы школьник сдал экзамены, поступил в универ, нашел работу и не стал бомжом. Коллизия очевидна.

Конечно, в своих худших проявлениях, artes liberales в рядовой современной школе становятся неоправданной претензией, порождающей, как и все неоправданные претензии, очередной локальный конец света, противоречащий целям образования в принципе.

Но это в худших. А в лучших я, к счастью, знаю много примеров того, как суть старых текстов просачивается в школьников если не благодаря системе, то вопреки ей. Это своего рода доказательство — как человеческого потенциала в лице школьников, так и потенциала литературы.

И может быть потенциала Меркурия, почему бы и нет собсн.

А затем, чтобы знали примерную историю развития цивилизации и её науки. Чтобы не верили потом в бред о ядерных... Читать дальше
Мистика, сновидения, психология, жизнь после смерти, любовь.  · 29 апр 2020
Для того чтобы заполнить ту пустоту в голове, которая находится там с рождения ребёнка. Уж "лучше" вложить в неё знания официальной, единственно правильной и неизменной истории, чем если бы вы сами познавая мир наполняли бы себя тем, что возможно не придётся "по вкусу" этим официалам. Так что лучше уж они наполнят вас именами, датами, символами и прочими "неизменными"... Читать далее
Человек как человек. Служил, работаю, дети, охота, спорт.  · 29 апр 2020
Речь, надо понимать о школе. Школа, не является институтом Знаний, школа - институт Социализации, где человек учится взаимодействовать с другими людьми и нести ответственность за свои действия и слова. Отсюда и "уроки на дом" - необходимый признак приучения к тому, что во взрослой жизни, уроки вовсе не имеют начала и окончания, а идут непрерывно, так что всё необходимое... Читать далее