Зачем нас заставляют учить имена учёных, поэтов, музыкантов и названия их творений?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
0
7 ответов
Поделиться

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Представьте себе постапокалипсис.

Не катастрофический, но системный, что еще хуже — когда любой человек, любого класса и происхождения, ощущает бесповоротный неисправимый упадок. Хорошей современной аналогией наверное будет глобальный дефолт, насколько повредивший всем системам общественных отношений, что при вашей личной жизни, дорогой читатель, вы гарантированно никогда не будете жить в достатке и безопасности. Вы всегда будете бедны, а все то немногое, что у вас есть, всегда готовы будут отнять — без наказания, без последствий.

В таком примерно состоянии Марциан Капелла, ритор пятого века, писал De nuptiis — энциклопедию свободных искусств, которая позже легла в основу проекта классического образования. И хотя суть книги не сводима к какому-то перечню утверждений, можно по крайней мере в общих чертах сказать, что она постулирует знание литературы как ценность первого порядка, поскольку она является земной формой соединения с чем-то большим. Допустим с Меркурием.

Марциан умер вскоре после завоевания Северной Африки вандалами. Спустя тысячу лет труд Марциана адаптировал Пьер де ла Раме и сделал его основой куррикулума Парижского университета — пока не попал в катаклизмы своего времени, не был преследован и убит в Варфоломеевскую ночь. Проект на этом разумеется не закончился, но продолжил существовать и меняться — современный вид классического образования сформировался в Великую Депрессию и предвоенные 1930-е, тоже не самое веселое время.

Иными словами, мир уже тысячи лет живет в беспрерывном рассеянном конце света, умудряясь воткнуть эпизоды чудовищного кровопролития даже в периоды большого подъема — и тем не менее, совершенно не отчужденные от происходящего люди, все это время продолжают утверждать что таки да, Гомер это круто, Гомера надо читать. Поскольку, в каком-то смысле, антонимом конца света является именно Гомер (нежели банальное отсутствие конца света).

Что в свою очередь не снимает необходимости его нормально преподавать, и тут уже возникают вопросы.

Современное школьное образование — это ответвление проекта классического образования, подвергнутое масштабированию не по средствам. Задача его, в области гуманитарных наук — не столько научиться соединять человека с Меркурием, сколько дать всем одинаковую культурную базу, поскольку культурная база тоже постулируется в нем как ценность первого порядка — в то время как его негласная практическая задача только в том, чтобы школьник сдал экзамены, поступил в универ, нашел работу и не стал бомжом. Коллизия очевидна.

Конечно, в своих худших проявлениях, artes liberales в рядовой современной школе становятся неоправданной претензией, порождающей, как и все неоправданные претензии, очередной локальный конец света, противоречащий целям образования в принципе.

Но это в худших. А в лучших я, к счастью, знаю много примеров того, как суть старых текстов просачивается в школьников если не благодаря системе, то вопреки ей. Это своего рода доказательство — как человеческого потенциала в лице школьников, так и потенциала литературы.

И может быть потенциала Меркурия, почему бы и нет собсн.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
23
-6

в настоящее время принцип "черного ящика" побеждает!! не надо знать (помнить, понимать) какой либо объект, достаточно знать как он называется. Печально, но доступ к любой информации возвел "черный ящик" в абсолют. Потребуется - узнаю, так думают многие... а не многие, кто все-таки учился, приходят к пониманию того, что узнать что-то, это не только прочитать в википедии или посмотреть ролик, это ...

Алеф - нейминг.png
+3
Ответить

Можно не комментировать не по теме ответа? Хотите высказаться сами — пишите собственный.

+3
Ответить

Не учите. Все равно забудете. Вам это не надо. Кому надо, тот не спрашивает.

+2
Ответить

Это просто культурный код такой. Типа использования определённого стиля одежды. Пережиток средневековья, если не вовсе античности, но в человеческой культуре вообще много такого "мусорного генома". Поверхностное соблюдение его меньше напрягает, чем преодоление.

Ну и некоторую полезную информацию это может нести - как отсылку ко времени и культуре (в значении свода знаний о способах жизни) появления определённых сущностей. Помогает систематизировать знания, а системность реально очень ценна.

-2
Ответить
Ещё 10 комментариев

Такую едрёную простыню наковыряли, а ответить так и не получилось - зачем? Беру конкретный пример - вот нахрена модному нынче программисту знать какого-то там задрипанного кабачного балабола 18-19 века? Да ещё и французского? Или продавцу пятый стих Пушкина?

А патамушта. Чтобы было. Вот именно так - чтобы было.

Вся образовательная система на этом построена - вот тебе всего и сразу, потом, может быть, что-нибудь полезное из этого для себя выберешь. А на деле, это просто мусорные "знания", которые только отвлекают. Ладно школа, хрен с ней, туда-сюда ещё за уши можно прицепить реальное разностороннее развитие во все дыры, НО! Когда подобная дичь начинает вылизать в более высших уч.заведениях... Или ещё хуже - отпочковываться в отдельный предмет и капать на мозги ВСЕМ. Да-да, Философия, я о тебе! Более упоротого предмета придумать сложно: вот тебе кусок мыслей какого-то хрена из позапрошлого тысячилетия, учи - потом скажешь, что он думал и как ты одухотворился его бреднями. Тьфу.

Мне глубоко плевать на актёров, режиссёров, поэтов, авторов, и так далее - я человек технического склада ума, мне это нахрен не впёрлось, и ничего, живу себе поживаю - смотрю кино, слушаю музыку, читаю книжки всякие разные. И не страдаю в попытках вспомнить, как же звали того козла, который мне в пятом классе триместр на нервы извёл своим "боем с барсом".

Короче говоря, всем страдающим - терпите, это ненадолго. Потом можно будет выкинуть, только от учителей отделайтесь.

-1
Ответить

Там написано, почему, прямым текстом.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

@Глеб Симонов, неа. всякая пространная ерунда про непонятно что - в избытке, а ответа там нету.

-2
Ответить

Ок. Ваше мнение учтено в том виде, в котором вы его сформулировали.

+2
Ответить

@Глеб Симонов, классно послал, я даже проникся. но лучше бы на тот самый вопрос ответил.

-2
Ответить

А затем, чтобы знали примерную историю развития цивилизации и её науки. Чтобы не верили потом в бред о ядерных войнах в ХIX веке.

+2
Ответить

" Поскольку, в каком-то смысле, антонимом конца света является именно Гомер " - не является , а скорее являлся во времена средневековья, когда из-за общего упадка никто лучше написать не смог. А сейчас чисто по инерции греческих и римских поэтов "хайпят"(то есть на очень короткое время заставляют учеников думать об этом) в школах. Так же у нас Пушкин великий, потому, что поэтому в 20-х года в целом лучше написать не смогли кроме разве что Маяковского. Поэтому в 30-е был взят курс на изучения классики, пока лучше не напишут.

Также сейчас у некоторых почитателей фантастики бытует мнение, что российская фантастика(не фентези!) хуже совесткой, что лучше Стругацких сейчас никто не пишет. Поэтому в фантастике тоже образовались "классики".

+1
Ответить

Все гораздо проще. Если раньше, в детстве, я был наивным и старался вместить в себя кучу информации, энциклопедия, формул, биогрфий и прочего мусора. И честно отвечал на уроках по выученному заданию.
То, сейчас я выигрываю все викторины, просто осознав КТО И ДЛЯ ЧЕГО ПИШЕТ ИСТОРИЮ С БИОГРАФИЯ И И ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ.

-1
Ответить

Для ТОГО - что бы не быть ЧМО - беспамятным!

-1
Ответить

Ответ дал Рей Бредберри в своем произведении "451 градус по Фаренгейту". Может наступить такое время, когда все знания человечества останутся только в головах людей.

Все современные носители информации недолговечны, единственный надежный долговечный хранитель информации- это текст, вырубленный в камне.

Или в головах.

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Тренировка памяти, создание ассоциативных связей позволяющих лучше запомнить, расширение кругозора, получение возможности понять о чем речь при упоминании в разговоре.
Какой ответ вы ожидали?
Попробуйте узнать мнение человека о книге, не называя автора и название. Вам придется или сюжет рассказать, и то не факт, что вы это сможете пересказать без искажений или придется саму книгу дать прочитать собеседнику и подождать, пока он ее прочтет. И проделайте то же самое назвав автора и название. Какой способ проще и быстрее?
Аналогично научные работы и музыкальные произведения.
Ты услышал песню и хочешь, чтобы друг ее тоже услышал. Без указания исполнителя и названия, или, хотя бы, слов песни, как ты другу опишешь песню? Может он ее уже слышал и готов поделиться своим мнением.
Я привел в пример бытовые ситуацию.
В научной же деятельности по одному явлению, есть несколько теорий, гипотез и серий авторских экспериментов. Если вы не желаете в своей научной работе их полностью описывать, то должны дать ссылки на источники, где это описание есть, а это автор и название работы. В этом плане, изучение названий произведений и имен их авторов на ранних этапах получения образования, формирует полезый навык.

8
-2
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Речь, надо понимать о школе. Школа, не является институтом Знаний, школа - институт Социализации, где человек учится взаимодействовать с другими людьми и нести ответственность за свои действия и слова. Отсюда и "уроки на дом" - необходимый признак приучения к тому, что во взрослой жизни, уроки вовсе не имеют начала и окончания, а идут непрерывно, так что всё необходимое каждый выясняет сам либо ПОДВЕРГАЕТСЯ НАКАЗАНИЯМ И начинает отставать в социуме.

Взглянув с этой точки зрения. мы понимаем, что наименование предмета, как такового, собственно, значения не имеют: предмет должен быть сложным, чтобы изучение требовало напряжения и усилий и он должен быть, в идеале, неким образом прикладным.

То сеть имена поэтов и учёных, можно и не учить, но тогда придётся учить формулы, какие-нибудь, термины.

С другой стороны, человек образованный, имеющий достаточно широкие взгляды, как представляется должен иметь представление об основных вехах наук и искусств, которые совершенно непосредственно связаны с фамилиями людей.

2
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Для того чтобы заполнить ту пустоту в голове, которая находится там с рождения ребёнка. Уж "лучше" вложить в неё знания официальной, единственно правильной и неизменной истории, чем если бы вы сами познавая мир наполняли бы себя тем, что возможно не придётся "по вкусу" этим официалам.

Так что лучше уж они наполнят вас именами, датами, символами и прочими "неизменными" догматами, "закроя ваши глаза", чем позволят вам увидить мир таким, какой он на самом деле.

1
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Никто не заставляет. Оставайтесь малограмотными рабами. Имя мамы папы помните, имена детей жена напомнит, большего для работы охранником или таксистом и не надо.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью