Как с точки зрения психологии объяснить желание человека на установление запретов и ограничений в отношении себя и других людей?

722
2
0
27 сентября
17:20
сентябрь
2015

Это своеобразная тяга к власти и к тирании может происходить из любопытных особенностей того, как человек склонен оценивать себя и окружающих.

В проводимых исследованиях выявились интересные факты: мы считаем, что в наших успехах сыграла только личная роль и воля, а в своих провалах виним обстоятельства и других людей (судьи засудили и т.д.). Остальных людей мы оцениваем противоположно: в их удачах мы видим влияние обстоятельств, а в провалах - глупость, лень, пороки и т.д.

Это формирует своего рода дискриминирующий акцент в нашей оценке людей - все, кроме нас самих, воспринимаются склонными к ошибкам, лени, глупостям, бездумным поступкам...

Неисключено, что с таким уклоном может показаться, что без нашей помощи они не справятся, обязательно провалят дело, всё спустят котам под хвост и т.д. А в случаях социального доминирования (начальник, чиновник, депутат, президент, родитель, старейшина и т.д.) вообще трудно за собой удержаться от поучений.

Это проявляется в такой неадекватной сверхзаботе у власти о населении, как о малых детях: то выборы отберут, то курильщиков прессуют, то лгбт выдавливают... Всё заботятся, чтобы избиратели себя не покалечили избыточной свободой.

Но и просто старшие люди берут на себя ответственность и желание запретить своим детям или кому-то ещё слушать "неправильную музыку", смотреть "дом2" и т.д., полагая, что это нанесёт необратимый вред и без его помощи никто не справится.

Как мы видим, что с возрастом, с социальным ростом и пр. немало людей чувствует в себе огромную компетенцию чуть ли не по всем вопросам и это вызывает их реакции и неуёмную активность, причём запретительную. Такого человека ослепляют собственные регалии и он уверен почти на 100%, что говорит истину.

Выход из этого - противодействие гражданских институтов.

Что касается семейно-бытовых ситуаций, когда поучают родители - материальная независимость и проживание отдельно. Ну и самим себя надо профилактировать от склонности сверх раздутого самомнения поучать и запрещать. Этому помогает развивитие в себе скромности, самоиронии и самокритики.

3
2
сентябрь
2015

Примерно те же мотивы двигают человеком, когда он строит вокруг себя стены и кладет крышу, которые запрещают ветру и дождю проникать внутрь. Жить без крыши над головой довольно тревожно и непредсказуемо. А если заболеешь? А если кто-то ночью подкрадется и обворует? И еще много миллионов "а если".

Когда ждешь плохого и не имеешь возможности быстро и без лишних потерь к этому подготовиться, то нарастает тревога, перестаешь понимать, какую из опасностей нужно нейтрализовать первой, накрывает чувство беспомощности и может возникнуть паника с отчаянием.

И чтобы отгородиться от этих переживаний и последствий, люди устанавливают правила и запреты. Это делает мир более предсказуемым и надежным. Даже когда запреты не работают в реальности, они делают спокойнее и предсказуемее мир воображаемого будущего.

А если есть трудности с тем, чтобы устанавливать запреты другим, то можно сначала наложить такой запрет на себя, показать этим пример другим и ссылаться не на собственное желание наложить запрет, а на то, что "мир так устроен".

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта