Принимали ли вы целибат? Если да, то какие ощущения?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Ощущения от безбрачия и целомудрия знакомы всем без исключения людям. Как минимум могут быть испытаны всеми. Равно как и ощущения от обещаний – чувствуешь/не чувствуешь ответственность за слово, которое дал.

С первой частью обета безбрачия и целомудрия (обетом) разобрались, едем дальше. Безбрачие, то есть холостой/незамужний образ жизни знаком всем, кто не вступал в брак или сожительство. Пожалуй, большинству людей младше 20 лет. Какие ощущения? Жизнь как жизнь, ничего особенного, других забот хватает. В кровати спишь один, о жене/муже и детях не думаешь постоянно (как прокормить, одеть, порадовать, от болезней уберечь, на отдых съездить), бюджет планируешь лишь на себя. Всё это и есть безбрачие.

С целомудрием сложнее, ведь под ним подразумевается отсутствие любой сексуальной активности. Тут либо вспоминаем жизнь до пубертата, либо (ради этих самых ощущений) живём хотя бы 2 недели в полном воздержании – ни секса, ни мастурбации, ни петтинга, ни далее по списку, – и сублимируем, распределяем время так, чтобы «сил на грех не оставалось».

Как видите, всё просто и бесплатно, и рецепт не нужен. Попробуйте и сами опишите ощущения)

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
-1

А поцелуи считаются сексуальной активностью?

0
Ответить

Хороший вопрос))) Думаю, нет; но ради чистоты эксперимента лучше и от них отказаться на тот же срок)

+1
Ответить

Иван, мой вопрос, очевидно, будет навеян "Поющими в терновнике", но не могу удержаться, раз выдалась возможность :)) А как вы сами справляетесь с таким образом жизни? Часто ли вообще возникает искушение? А влюблялись ли вы? А что делали с этим, если да? Простите, конечно, за такие откровенные вопросы, но очень любопытно)

0
Ответить
Ещё 26 комментариев

Наверное, мне проще оттого, что я не священник, и обета безбрачия не давал)

Отец Алексей Стричек, SJ в своих воспоминаниях писал: «Когда меня интервьюируют мужчины, их интересует моё партизанство, война, научная карьера. Дамы вежливо слушают, но их так и подмывает задать вопрос о сентиментальной стороне моей жизни. «Вы принесли обет целомудрия, как вы его соблюдали? Бесспорно, вы не бесчувственный женоненавистник. Это противоречит христианской морали». Спасибо журналисткам, что напоминают о самом важном в жизни.

Много лет спустя я выступал в частном новосибирском институте. Слушатели – несколько парней, остальные - девушки с намалёванными глазами. Их интересует моя биография. Говорил о моих последних гимназических годах. Как бы, между прочим, сказал о том, что большинство из старшеклассников были девственниками. Это вызвало взрыв смеха. Да, мы воспитывались в уважении к нерасторжимому христианскому браку. Всё, что ниже пояса, являлось табу.

Став монахом, я влюблялся. Много студенток, молодых преподавательниц жило или работало в Сен-Жорже. Были красавицы. Обнимался, целовался, но «Это» меня никогда не интересовало. Для меня существовал императив: есть предел с категорическим «Нет!».

Был влюблен в женщину: некрасовская русская женщина, волосы - золотое руно. Она мне много помогала, поддерживала, но «платоническая» любовь её не удовлетворила. Нашла любовника, и возненавидела меня.

В Англии я ехал на встречу католиков Ассоциации Ньюмэн, о которой я уже упоминал. В вагоне я почему-то сидел с грустным лицом. На меня обратила внимание одна миссис, оксфордская выпускница. Заговорила со мной. Началась дружба. Бывал у неё. Потом переписывались, она приезжала ко мне в Медон. Кроме пожатия рук ничего не было. Прошло несколько лет без писем. Вдруг получаю печатное известие о её обетах в одном строгом бенедиктинском монастыре. Я её искренне люблю, как и многих других.

Мне говорят: «Вы заставляли страдать». Страдают люди не от добродетели, а от греха».

+1
Ответить

Было очень интересно прочесть, спасибо) Получается, монахам не запрещено целоваться? Признаться, меня это удивляет, это ведь вводит в еще большее искушение, разве нет? Или все же этот поступок данного священника все же противоречит принятому обету?)

А вы сами планируете в будущем принять сан?)

0
Ответить

Лучше не рисковать, конечно. Мало ли к чему это приведёт. Да вы помните по «Поющим в терновнике», как повлиял поцелуй; возможно, без него их жизни сложились бы иначе.

Думаю, что прямых запретов нет, есть лишь здравый смысл и верность слову. А откровенность отца Алексея и меня удивила – был уверен, что уж его поколение священников (он родился в 1916-м и был рукоположен в годы войны) даже не целовалось. Видимо, всегда есть исключения)

0
Ответить

Мне кажется, люди остаются людьми в любой исторический период. Ральф де Брикассар ведь помещен во времена еще более ранние, чем в те, в которых жил отец Алексей. На мой скромный взгляд, обет безбрачия - это очень жестокая практика, которая заставляет верующего человека метаться между своей верой и человеческой натурой, что только усложняет и так не самую простую жизнь священника) Наверное, в православии с их белым и черным духовенством все же помягче)

0
Ответить

Всё зависит от человека. И уж за 6 лет учёбы можно сделать осознанный свободный выбор. Церковь не просто так ввела целибат, и на то были веские причины, актуальные и по сей день.

0
Ответить

Может вы и правы, но я за пять лет учебы на инженера не очень поняла, хочу ли я им быть :D Да и всяко не предусмотреть все возможные жизненные ситуации, всю силу возникших чувств и т.д. Но, конечно, я последний человек, которому стоило бы судить об этом)) И хочется добавить, что в священниках меня однозначно восхищает эта огромная сила убеждений, которая склоняет к такой невероятной жертвенности)

0
Ответить

А что в ней такого невероятного?)

0
Ответить

По-моему, все, что отрезает огромный пласт жизни ради собственных идей - это невероятно, потому что, так или иначе, человек осознает, что много времени проведет в борьбе с собой, что есть путь проще, например, быть просто прилежным прихожанином или стать протестантским священником... кстати, слышала о такой практике, что протестантский женатый священник может перейти в католические и, разумеется, сохранить свою жену (поправьте, если ошибаюсь). Но сила убеждений такова, что человек все равно вступает на трудный путь и старается следовать ему) Не уверена, что у меня есть хоть одно убеждение, ради которого я бы пошла на такое, поэтому и невероятно)

0
Ответить

Проще не всегда лучше и не всегда подходит. А в протестантизме нет священников и епископов, так как нет таинства священства, там проповедники, служители; и у лютеран и англикан тоже, поэтому для католика (для настоящего католика!) немыслим переход в какое-либо из этих объединений ради призрачного статуса в женатом состоянии. В византийском обряде (у греко-католиков) как в православии – чёрное и белое духовенство, но не сказать, что какое-то популярнее. У лютеран и англикан вообще тяжёлый кризис «призваний» – хотя у них и целибата уже нет, и однополые браки есть, и женское «священство», а всё одно проблемы с нехваткой клира и уходом верующих в Католическую Церковь. То же и в католичестве: либеральные общины постепенно вымирают, потому что вседозволенность и отказ от традиций приводит к уходу верующих и священников – зачем что-то делать, если можно не делать и всё равно «все попадут в рай»? И совсем иная картина у традиционалистов, где латынь и строгость – храмы переполнены, семинарии и монастыри тоже. То же в мировом масштабе: при Бенедикте XVI был рост числа верующих и количества призваний к священству и монашеству, с 2013 года – падение, и это лишь официальная статистика. Отказ от целибата, как мы видим на примере лютеран и англикан, приводит к катастрофе, а приверженность церковному учению не только даёт приток людей, как видим по традиционным общинам, но и даёт надежду на то, что Церковь не вымрет. Как бы это ни парадоксально прозвучало)

Не знаю насчёт борьбы с собой, тут всё индивидуально (пресс-секретарь Святого Престола в 1982-2006 годах Хоакин Наварро-Вальс (безбрачный член Opus Dei) говорил, что утренние пробежки и занятия на тренажёрах ему даются тяжелее). Но ничего невероятного в отказе от секса и семьи не вижу. Конечно, после сексуальной революции интимная жизнь стала восприниматься как самое главное в жизни, и позабылись романтика, совершенно платонический культ Прекрасной Дамы и многое другое. Но разве мало среди нас людей, несчастных в браке? Создавших семью потому, что так надо, родные не поймут или ещё что? И разве мало женатых лишь формально, забросивших семью, а на самом деле поглощённых карьерой? И наоборот, убеждённых холостяков и старых дев? Асексуалов? В нашей стране и геям, как известно, трудно (в некоторых регионах особенно) – ни секса, ни семьи, один лишь страх. А есть ещё монахини – они же отказались не только от секса и брака, но и от материнства! И есть люди, физически неспособные к браку и деторождению – из-за внешности, калечества или болезней. И все они как-то живут. Я не хочу сказать, подобно св. Павлу, что безбрачным быть лучше, лишь о том говорю, что это не самое главное в жизни и наверняка не самое сложное для священника или монахини. В конце концов, монахи живут общежитием, священники в приходе часто тоже – вот вам и семья, и уж как уживутся, так уживутся, а ещё начальство мозг выносит.

На мой взгляд, послушание – гораздо более тяжёлый обет. Отправит епископ в дальнюю деревню к трём глухим бабкам – и никуда не денешься, надо ехать; велит игуменья сажать пресловутую морковку ботвой в землю – надо так и делать, как бы глупо это ни было.

0
Ответить

Интересно получается, значит, людям действительно нравится и нужно чем-то жертвовать, чтобы священство не превратилось в обычную работу, которую легко можно сменить на нечто другое) Я с вами согласна, что интимная сторона вопроса - это, разумеется, не важнейший аспект жизни, но, на мой взгляд, целибат подразумевает (ну по-хорошему все же) и отрекание от любви. Разве идея целибата не в том, чтобы священник сосредоточил свои чувства и любовь на Боге? А тут чувства к женщине отвлекают и искушают, практически библейская история о Еве)) Может это очень "по-женски" - так романтизировать любовь и уделять ей столько внимания, но.. без нее как-то грустно и поэтому это выглядит как жертвенность)

А вот ваши слова о послушании мне напомнили об армии, это правда очень похоже (хотя и тут я могу судить лишь по рассказам близких). Так что даже миряне порой вынуждены жить в таком же послушании - кто-то год, кто-то два, а кто-то всю жизнь, если речь идет о контактной службе))

0
Ответить

Хочется дополнить свой ответ тем, что асексуальность и гомосексуальность - не осознанный выбор, как целибат) А карьеризм или неудачный брак, зачастую, не выбор вовсе, да и мало кто  представляет, что готов вот так прожить всю жизнь и готовится к этому)

+1
Ответить

Да, многие сравнивают с армией. Только военный может сменить профессию, а священник навсегда останется священником, даже если он сложил сан.

Возможно, и романтизируете)) мне это не кажется чем-то неправильным или плохим. Наоборот, романтики так мало в наше время, что она отчаянно нужна. Но в отношении священников важно помнить о границах, а то романтические женщины в итоге становятся для них кошмаром и обузой. Или мужчины, это уж у кого какие предпочтения)

Священникам проще – можно завести домашнее животное и любить его, можно жить в платонической любви к прихожанке или киноактрисе; а вот монахиням лишь Бог и остаётся, это да. Возможно, оттого что я мужчина и представляю жизнь холостого мужчины, мне интереснее понять выбор и жизнь монахинь, ведь как-то принято считать, что женщинам замужество, семейный очаг и наличие детей важнее всего прочего.

0
Ответить

Наверное, если священник сложит сан, то он уже для себя может решить и не следовать обетам?) Мне сложно представить иную причину ухода, кроме как потерю веры.. вряд ли священник пойдет на более высокооплачиваемую работу))

А почему разрешено влюбляться, но не жениться? Я не понимаю, ведь по сути это одно и то же - трата времени на мысли о другом человеке, эмоциональные терзания может быть, какие-то мечты и все такое. Ну да, добавляется интим, но я правда думала, что смысл в том, чтобы направить все мысли священника на одно лишь служение, а так получается, что нет, можно думать и о женщине)

Насчет женщин хочется сказать, что современные девушки все же уже чуть иначе мыслят во многом, материнство и замужество уже не кажется смыслом всей жизни для очень и очень многих, ведь появилось столько новых возможностей, которые раньше были доступны одним лишь мужчинам. Это позволяет тоже сосредотачивать свои мысли и стремления на другом. Так что монахини, на мой взгляд, не более жертвуют, чем монахи. К тому же они явно сублимируют свой материнский инстинкт в процессе помощи кому-то - больным, сиротам и т.д.

+1
Ответить

Вот как монахини – так и священники)

А как можно запретить влюбляться?

Да, как правило, отрекаются от сана ради женитьбы. И, судя по моим знакомым, этот шаг всегда крайне тяжело даётся, сильнейшая травма как для священника/монахини, так и для прихода. Но бывают причиной и другие случаи.

0
Ответить

Ну, монахиням, по вашим словам, все же запрещают влюбляться, ведь им "только Бог и остается")) Понятно, что невозможно одним лишь запретом лишить человека всех чувств, но запрет мог бы вынудить человека с ними бороться.. а так получается, что и бороться не нужно, ведь все нормально, любите на здоровье, вздыхайте издалека)) 

А в случае самодурства епископа нельзя уехать просто в другое место, где действует другой епископ?))

Наверное, нам с вами даже нельзя представить всю тяжесть и величину внутреннего конфликта у этих людей. И сила их травмы лишь подтверждает мои слова о том, что принятие обета - это невероятная жертва. Ведь кто-то в такой же ситуации мог бы с не меньшей болью для себя выбрать все же продолжение духовного пути.

0
Ответить

Разве я сказал, что монахиням что-то запрещают?

Слово «запрет» и производные от него тут в любом случае неуместны, ведь речь о свободном выборе. Да, в монастырях возможностей влюбиться меньше, но это не значит, что настоятельница ходит и бьёт палкой каждую монахиню, которая ей покажется влюблённой.

Как пелось в фильме по пьесе о. Лопе де Вега,

«Настанет день и час

Любовь к тебе придёт,

Зови иль не зови.

Где встретишь ты её,

Не знаешь наперёд,

Темны пути любви.

(...)

Неслышен её шаг,

Неведомы черты,

Таинственен язык.

Но вот пришла любовь,

Её узнаешь ты,

Узнаешь в тот же миг».

Нет, сменить епархию очень сложно. При рукоположении священник даёт клятву слушаться действующего епископа и всех его преемников.

0
Ответить

Очень повеселила нарисованная вами картина настоятельницы с палкой)) Но я все же в первую очередь говорила о том, чтобы это являлось моральным запретом для самого себя. Уверена, палкой никто не побьет, если монахиня поленится перед сном помолиться, но она ощущает это как свой моральный долг. И если все же вернуться к теме священников, то каков же смысл целибата, если в голове все равно может быть какая-то женщина?) Так много решает тот факт, касается он ее или нет? То, что происходит в голове, ведь важнее, вы так не думаете?)

Благодарю за красивые строки)

0
Ответить

Так ведь она же там не всю жизнь будет и не всё время)) даже Ральф не так уж часто вспоминал о Мэгги, и других забот хватало. Влюбился – пережил это, прошло увлечение, и всё в порядке (по крайней мере, так говорил один российский епископ). А женился бы, потом развёлся бы, опять женился – ну, так себе пример для прихожан. Даже в восточном христианстве после рукоположения уже не женятся, остался вдовцом – или живи так, или добро пожаловать в монахи. Трудно сказать не имея богословского образования, но, видимо, есть какие-то причины для этой чёткой границы – брак возможен только до принятия сана (у священников восточных обрядов или у постоянных диаконов) или же вместо него.

0
Ответить

Если побыть очень романтичными, то можно представить, что и всю жизнь!)) По крайней мере я надеюсь, что такие люди действительно есть) Ральф не был таким, но его сложно назвать и истинно духовным священником, дело даже не в том, что он позволил себе поддаться чувствам, просто, на мой взгляд, автор рисует его карьеристом скорее)) 

На мой взгляд, крепкий брак священника как раз таки был бы лучшим примером для прихожан, чем его отсутствие, нет?)

0
Ответить

А где гарантия, что этот брак будет крепким и красивым? И часто ли православные прихожане видят матушек?

0
Ответить

Никто не даст таких гарантий, разумеется) И ни один брак не будет крепким и красивым, если над ним не работать, думаю, именно это и могло бы являться хорошим примером)

Честно говоря, я не имею ни малейшего представления о том, как часто прихожане взаимодействуют с женой батюшки, но рискну предположить, что возможно она как-то помогает на различных... мероприятиях? Встречах? Даже не знаю, существует ли в церковной среде что-то помимо служб. Но если говорить о небольших населенных пунктах, то там явно все всех знают))

0
Ответить

А когда над браком работать, если твоя работа не предполагает выходных? Никогда не отдыхают учёные, врачи, священники, журналисты и правоохранители – у них нет выходных и праздников, даже не так, ведь праздники для них ещё более рабочие дни. График священника очень загружен, особенно если большой приход. Посещение больных, крещения, отпевания, венчания, катехизация, богослужения, встречи разных групп в приходе, разные административные дела, подготовка проповедей, поездки по деревням и маленьким городам – там тоже живут его прихожане, и у них тоже нужно служить Мессу, крестить, венчать, отпевать, общаться... всего не перечислишь. И православным батюшкам не сильно легче, а ещё посты! (В том числе сексуальный – полное воздержание за сутки или какой-то иной период до богослужения, а служат они часто.)

И выйти замуж за священника – всё равно что войти в королевскую семью: звучит красиво, а на самом деле постоянно на виду, каждый шаг и наряд немедленно о(б)суждается всякими сплетницами, нужно рожать детей и являть собой пример... не всякой это по нутру и силам.

0
Ответить

Вы знаете, будни отца Ральфа мне определенно нравились больше, чем то, что вы описали :D Священникам хотя бы положены отпуска?)

Кстати, заметьте, теперь вы тоже говорите о том, что матушка подает пример, значит, прихожане ее все же видят! Думаю, жены священников склонны к жертвенности не меньше, чем сами священники. Этакие жены декабристов) Но самим батюшкам, я думаю, при этом в чем-то легче, чем святым отцам католической церкви, ведь дома их ждет (при идеальном раскладе) любимая женщина и забота с ее стороны. Да-да, я снова в романтизацию) 

А позволите поинтересоваться, чем вы сами занимаетесь в церкви? Судя по облачению на вашем фото, которое и ввело меня в заблуждение изначально, вы не просто историк))

0
Ответить

Отец Ральф – вымышленный персонаж, а я вам описал реальность. Конечно, можно бежать от неё в романтизированные представления, но сама эта реальность никуда не денется.

Отпуск есть, но священник обязан каждый день молиться по бревиарию и совершать Святую Мессу.

Нет, я говорю о её восприятии в общественном мнении. А видят или нет, мне неизвестно.

Я простой церковнослужитель мирянин.

0
Ответить

Конечно, я понимаю, это была всего лишь попытка пошутить, не воспринимайте ее так строго)

В любом случае спасибо вам большое за такие большие, подробные и охотные ответы, обычно люди, связанные с церковью, очень сдержанно и сухо относятся к моему любопытству, даже отмалчиваются) Мне было очень интересно. Я впервые заметила вас тут где-то с полгода назад и рада, что у меня выдался случай с вами поговорить, хорошего вам вечера)

0
Ответить

Так и знал, что надо было скобочку поставить))

И вам хорошего вечера! Спасибо за добрые слова. Здесь это редкость и поэтому ценно. А так – всегда пожалуйста, если знаю ответ на вопрос, напишу его)

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью