Почему в учебниках истории говорится о монголо-татарах, в то время как в летописях упоминаются только «татаровя»?

962
1
3
27 сентября
13:17
октябрь
2015

Действительно, во всех русских летописях завоеватели, руководимые Чингисханом и его потомками, называются «татарами». Аналогично их именуют и европейские авторы того времени. Исключение составляют только труды путешественников XIII в. Итальянский францисканец Джованни Плано Карпини в 1246 г. посетил по поручению папы римского Иннокентия IV дворы ханов Батыя и Гуюка. Книгу, написанную по результатам своей дипломатической миссии, он озаглавил «История Монгалов, именуемых нами Татарами». Фламандский францисканец Гильом де Рубрук, предпринявший в 1253 – 1255 гг. по поручению французского короля Людовика IX поездку в Монгольскую империю, в своей книге «Путешествие в восточные страны» называл её жителей «моалами». В истоках этой терминологической путаницы и стоит искать ответ на вопрос.

О происхождении средневекового названия «татары» существуют две схожих версии. Но обе они не связаны напрямую с современным татарским народом.

Согласно первой, наиболее распространённой, версии, начиная с XII в. в Китае называли татарами (да – дань) всех кочевников восточной части Великой Степи, независимо от их действительной этнической принадлежности. То есть слово имело значение политико – культурного термина. Средневековыми китайскими историками татары делились на три части:

1. Белые татары — кочевники, жившие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Основную их часть составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись чжурчжэньской династии Цзинь.

2. Чёрные татары. Они жили в степи и занимались скотоводством. В их число включались и монголы. В 1237 г. по материалам членов китайских дипломатических миссий Пэн Дая и Сюй Тина была составлена книга «Краткие сведения о чёрных татарах». В ней говорилось:

«Государство чёрных татар (т. е. северного шаньюя) называется Великой Монголией. В пустыне имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется мэнгу. Чжурчжэни называли своё государство «Великой золотой династией», а потому и татары называют свое государство «Великой серебряной династией».

Тот их правитель, который первым узурпировал титул императора, звался детским именем Тэмочжэнь, а по узурпированному им титулу императором Чэнцзисы. Нынешний их правитель зовётся детским именем Укудай. Вместе с ним узурпировали титулы всего восемь человек».

3. Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов. К ним относили, в том числе, эвенков и тувинцев. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.

Сами монголы никогда не называли себя татарами. Это отмечал и Гильом де Рубрук: «Они не хотят называть себя татарами, так как татары другой народ, сами себя они называют моалами, то есть монголами». Но постоянно контактировавшие с Китаем хорезмские, арабские и европейские купцы принесли на Русь и в Европу этноним «татары» ещё до начала вторжения армии Батыя. Это слово утвердилось на страницах всех летописей и хроник в соответствии с китайской исторической традицией.

По другой версии, татары — это народ, входивший в число различных монголоязычных племён, наряду с кераитами, меркитами, ойратами, найманами, баргутами и другими. Согласно монгольским источникам, они были одними из самых сильных врагов Чингисхана. В 1202 г., в ходе борьбы за гегемонию в степи, его войска разгромили татар. Затем по приказу Чингисхана всё племя подверглось жестокой расправе. Исключение было сделано только для малолетних детей.

Составленное в 1240 г. «Сокровенное сказание монголов» так повествует об этом: «Покончив с казнями главарей и сбором пленных Татар, Чингисхан созвал в уединённой юрте Великий семейный совет, для решения вопроса о том, как поступить с полонённым Татарским народом. На совете поговорили и покончили с этим делом так:

Искони был Татарский народ

Палачом наших дедов – отцов.

Отомстим же мы кровью за кровь.

Всех мечом до конца истребим:

Примеряя к тележной оси,

Всех, кто выше, мечу предадим,

Остальных же рабами навек

Мы по всем сторонам раздарим.

Когда, по окончании совета, выходили из юрты, татарин Еке – Церен спросил у Бельгутая: «На чём же порешил совет?» А Бельгутай говорит: «Решено всех вас предать мечу, равняя по концу тележной оси». Оказалось потом, что Еке – Церен оповестил об этих словах Бельгутая всех своих Татар, и те собрались в возведённом ими укреплении. При взятии этих укреплений наши войска понесли очень большие потери. Перед тем же как наши войска, с трудом взяв Татарские укрепления, приступили к уничтожению Татар, примеривая их по росту к концу тележной оси, – перед тем Татары уговорились между собою так: «Пусть каждый спрячет в рукаве нож. Умирать, так умрём по крайней мере на подушках (из вражеских тел)». Вследствие этого наши опять понесли очень много потерь. Тогда, по окончании расправы с Татарами, которых примерили – таки к тележной оси и перерезали, Чингис – хан распорядился так: «Вследствие того, что Бельгутай разгласил постановление Великого семейного совета, наши войска понесли очень большие потери. А потому в дальнейшем он лишается права участия в Великом совете. Вплоть до окончания заседаний совета он обязуется наблюдать за порядком близ места заседаний, а именно: улаживать ссоры и драки, разбирать дела о воровстве, обманах и т. п. Бельгутай с Даритаем имеют право доступа в совет лишь по окончании его заседаний, после того как выпита чара – оток»».

Вследствие понесённых огромных потерь воины племени татар в первых военных кампаниях Чингисхана не участвовали. Но они, хотя и в небольшом количестве, были задействованы в Западном походе монголов 1236 — 1242 гг. на Русь и в Европу. В связи с этим, их название стало использоваться для обозначения всей армии завоевателей, в том числе, и самих монголов.

В дальнейшем на Руси и в Западной Европе население земель Золотой Орды, а впоследствии Крымского, Казанского, Астраханского и Сибирского ханств называли татарами. В 1549 г. австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» писал: «Если кто пожелает описать татар, то ему придётся описать множество племён, ибо это общее имя они носят только по их вере, сами же суть различные племена, далеко отстоящие друг от друга». Этнонимом «татары» вплоть до 1920 – х годов именовалось тюркоязычное население Поволжья, Крыма, Кавказа и Закавказья. Самоназвания народов, населяющих данные территории, вошли в широкое употребление только в ХХ в. Доктор исторических наук В.Л. Егоров в статье «Монгольское иго в школьной истории», опубликованной в №1 журнала «Русская история» за 2009 г., писал: «Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют совершенно никакого отношения к центрально – азиатским татарам XII – XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально – азиатских собственно татар лишь название. Это можно рассматривать и как исторический казус, которых встречается достаточно много, и как укоренившуюся традицию. Но они являются прямыми потомками населения Золотой Орды, хотя происхождение каждого из этих народов складывалось собственным, довольно сложным путем из многих этнических компонентов при наличии двух основных общих элементов — исламской религии и тюркского языка».

Если говорить о термине «монголо – татары», то он значительно моложе событий XIII в. В 1817 г. профессор Лейпцигского университета немецкий историк Христофор Крузе издал «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до новейших времён». В нём он впервые ввёл в научный оборот термин «монголо – татарское иго». На русском языке работа Крузе была опубликована в Санкт – Петербурге в 1843 г. Но отечественные исследователи начали использовать новое определение ещё раньше. Учитель географии Первой Санкт – Петербургской гимназии П.А. Наумов в своей книге «Об отношениях российских князей к монгольским и татарским ханам от 1224 по 1480 год», изданной в 1823 г., употребил словосочетание «монголо – татары». Он полагал, что на Русь вторглись два объединённых народа – монголы и татары. С этого времени термины «монголо – татары», «монголо – татарское иго», «монгольское иго», «татарское иго» и «ордынское иго» получили широкое распространение в отечественной исторической науке.

В современной историографии под монголо – татарским игом на Руси XIII —XV вв. понимается система даннической и политической зависимости русских княжеств от феодалов Золотой Орды.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12
0
декабрь
2016

Действительно, во всех русских летописях завоеватели, руководимые Чингисханом и его потомками, называются «татарами». Аналогично их именуют и европейские авторы того времени. Исключение составляют только труды путешественников XIII в. Итальянский францисканец Джованни Плано Карпини в 1246 г. посетил по поручению папы римского Иннокентия IV дворы ханов Батыя и Гуюка. Книгу, написанную по результатам своей дипломатической миссии, он озаглавил «История Монгалов, именуемых нами Татарами». Фламандский францисканец Гильом де Рубрук, предпринявший в 1253 – 1255 гг. по поручению французского короля Людовика IX поездку в Монгольскую империю, в своей книге «Путешествие в восточные страны» называл её жителей «моалами». В истоках этой терминологической путаницы и стоит искать ответ на вопрос.

О происхождении средневекового названия «татары» существуют две схожих версии. Но обе они не связаны напрямую с современным татарским народом.

Согласно первой, наиболее распространённой, версии, начиная с XII в. в Китае называли татарами (да – дань) всех кочевников восточной части Великой Степи, независимо от их действительной этнической принадлежности. То есть слово имело значение политико – культурного термина. Средневековыми китайскими историками татары делились на три части:

1. Белые татары — кочевники, жившие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Основную их часть составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись чжурчжэньской династии Цзинь.

2. Чёрные татары. Они жили в степи и занимались скотоводством. В их число включались и монголы. В 1237 г. по материалам членов китайских дипломатических миссий Пэн Дая и Сюй Тина была составлена книга «Краткие сведения о чёрных татарах». В ней говорилось:

«Государство чёрных татар (т. е. северного шаньюя) называется Великой Монголией. В пустыне имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется мэнгу. Чжурчжэни называли своё государство «Великой золотой династией», а потому и татары называют свое государство «Великой серебряной династией».

Тот их правитель, который первым узурпировал титул императора, звался детским именем Тэмочжэнь, а по узурпированному им титулу императором Чэнцзисы. Нынешний их правитель зовётся детским именем Укудай. Вместе с ним узурпировали титулы всего восемь человек».

3. Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов. К ним относили, в том числе, эвенков и тувинцев. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.

Сами монголы никогда не называли себя татарами. Это отмечал и Гильом де Рубрук: «Они не хотят называть себя татарами, так как татары другой народ, сами себя они называют моалами, то есть монголами». Но постоянно контактировавшие с Китаем хорезмские, арабские и европейские купцы принесли на Русь и в Европу этноним «татары» ещё до начала вторжения армии Батыя. Это слово утвердилось на страницах всех летописей и хроник в соответствии с китайской исторической традицией.

По другой версии, татары — это народ, входивший в число различных монголоязычных племён, наряду с кераитами, меркитами, ойратами, найманами, баргутами и другими. Согласно монгольским источникам, они были одними из самых сильных врагов Чингисхана. В 1202 г., в ходе борьбы за гегемонию в степи, его войска разгромили татар. Затем по приказу Чингисхана всё племя подверглось жестокой расправе. Исключение было сделано только для малолетних детей.

Вследствие понесённых огромных потерь воины племени татар в первых военных кампаниях Чингисхана не участвовали. Но они, хотя и в небольшом количестве, были задействованы в Западном походе монголов 1236 — 1242 гг. на Русь и в Европу. В связи с этим, их название стало использоваться для обозначения всей армии завоевателей, в том числе, и самих монголов.

В дальнейшем на Руси и в Западной Европе население земель Золотой Орды, а впоследствии Крымского, Казанского, Астраханского и Сибирского ханств называли татарами. В 1549 г. австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» писал: «Если кто пожелает описать татар, то ему придётся описать множество племён, ибо это общее имя они носят только по их вере, сами же суть различные племена, далеко отстоящие друг от друга». Этнонимом «татары» вплоть до 1920 – х годов именовалось тюркоязычное население Поволжья, Крыма, Кавказа и Закавказья. Самоназвания народов, населяющих данные территории, вошли в широкое употребление только в ХХ в. Доктор исторических наук В.Л. Егоров в статье «Монгольское иго в школьной истории», опубликованной в №1 журнала «Русская история» за 2009 г., писал: «Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют совершенно никакого отношения к центрально – азиатским татарам XII – XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально – азиатских собственно татар лишь название. Это можно рассматривать и как исторический казус, которых встречается достаточно много, и как укоренившуюся традицию. Но они являются прямыми потомками населения Золотой Орды, хотя происхождение каждого из этих народов складывалось собственным, довольно сложным путем из многих этнических компонентов при наличии двух основных общих элементов — исламской религии и тюркского языка».

Если говорить о термине «монголо – татары», то он значительно моложе событий XIII в. В 1817 г. профессор Лейпцигского университета немецкий историк Христофор Крузе издал «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до новейших времён». В нём он впервые ввёл в научный оборот термин «монголо – татарское иго». На русском языке работа Крузе была опубликована в Санкт – Петербурге в 1843 г. Но отечественные исследователи начали использовать новое определение ещё раньше. Учитель географии Первой Санкт – Петербургской гимназии П.А. Наумов в своей книге «Об отношениях российских князей к монгольским и татарским ханам от 1224 по 1480 год», изданной в 1823 г., употребил словосочетание «монголо – татары». Он полагал, что на Русь вторглись два объединённых народа – монголы и татары. С этого времени термины «монголо – татары», «монголо – татарское иго», «монгольское иго», «татарское иго» и «ордынское иго» получили широкое распространение в отечественной исторической науке.

В современной историографии под монголо – татарским игом на Руси XIII —XV вв. понимается система даннической и политической зависимости русских княжеств от феодалов Золотой Орды.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта