«Монголо-татары» — искусственный термин, изобретенный историками XIX века. Его возникновение в русском языке связывают с именем учителя географии Первой Санкт-Петербургской гимназии Петра Наумова, который впервые использовал это словосочетание в своем учебнике, вышедшем в 1823 году.
Термин устранял несоответствие между самоназванием завоевателей («монголы») и постоянно встречающимся в средневековых источниках их наименованием («татары»). Распространение в средневековой исторической литературе последнего этнонима связано с представлениями того времени о "других".
Существует две традиции именования средневековых монголов "татарами" - восточная и западная. В Китае "татарами" (или Dada, Dadan (鞑靼,)) именовали всех кочевников восточной части Великой степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части: "Белые татары" - кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям; "Чёрные татары" - жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кереиты и монголы; "Дикие татары" — южносибирские племена охотников и рыболовов (т. н. «лесные народы»), в том числе предки современных бурят, тувинцев и эвенков. Одно из наиболее ранних произведений, посвященное монгольским завоевателям, является отчёт членов южносунских дипломатических миссий Пэн Дая и Сюй Тина, ездивших в Монголию ко двору Угэдэя в 30-х гг. XIII века. Авторов интересовали в Монголии многие вопросы: от внешнего вида и одежды монголов до их хозяйства и политической жизни при дворе монгольского хана. В записках содержатся сведения об уделах монгольской знати и эксплуатации зависимых аратов владельцами этих уделов, а также о хозяйстве монголов, в частности о коневодстве. Большое место отведено описанию монгольской армии. Примечательно, что название этого отчета было 黑鞑事略 (Хэй-да ши-люэ) или в переводе на русский язык «Краткие сведения о чёрных татарах».
В Западной и Центрально-Восточной Европе именование монгольских завоевателей "татарами" или "тартарами" было связано с библейскими представлениями о восточных народах. Священное писание, церковная история и труды теологов в 20-30-е гг. XIII века, то есть в годы первых упоминаний европейцев и русских о монголах, были основными источниками информации о последних. В представлениях христиан "татары" были выходцами из Тартара (глубочайшей области ада) и были посланы Богом для наказания за грехи. Английский хронист Матвей Парижский писал о монголах следующее: "...и пробившись сквозь монолитность недвижных камней, выйдя наподобие демонов, освобожденных из Тартара (почему и названы тартарами, будто "[выходцы] из Тартара"), словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли".
Образ жизни монголов, их внешний вид и манера ведения боевых действий средневековым людям только добавляла убежденности в верности библейских преданий. Поэтому несмотря на то, что наряду с "татарами", из-за отсутствия достоверной информации, монголов могли также именовать и "войском царя Давида", и "народом Гога и Магога" и тд, экзоним "татары" по отношении к восточным народам приобрёл особую популярность .
Примечательно, что в конце 40-х гг. XIII века итальянским францисканцем Плано Карпини была написана книга под названием «История Монгалов, именуемых нами Татарами» (лат. Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus). Что может свидетельствовать о том что европейцы вполне осознавали, что имеют дело именно с монголами, а не с татарами. Однако наряду с прагматичной точкой зрения на монголов, в христианской средневековой литературе сохранилась и эсхатологическая. Этноним "татары" превратился в экзоним и стал нарицательным именованием народов, проживающих, согласно представлениям европейцев, в Азии вплоть до начала XX века.
А сами монголы именовали себя никак иначе, как монголами. До принятия монотеистических религий практически у всех ханов монгольские имена: Тэмүүжин, Өгэдэй хаан, Гүюг хаан, Мөнхтөмөр, Хубилай хаан и др. Монгольская империя именовалась, как "Yeke Mongɣol ulus — «Великое Монгольское государство», о чем свидетельствуют надписи на монетах и подписи на ханских ярлыках и в письмах.
Поэтому повторюсь, что само наименование "монголо-татары" или "татаро-монголы" в источниках не встречается, это термин изобретенный историками для устранения несоответствия между самоназванием кочевников («монголы») и постоянно встречающимся в средневековых источниках их наименованием («татары»).