Почему до Средневековья все музыкальные произведения в Европе завершались в мажоре? И почему от этого отказались?

284
1
0
25 сентября
18:30
сентябрь
2015

Вопрос, кажется, поставлен не совсем корректно.

Понятия мажора и минора стали чётко выделяться в XVI-XVII вв. "До Средневековья", т.е. до V-VI в. использовались старинные модальные лады, выведенные из натурального строя, преимущественно одноголосно.

Предположу, что речь на самом деле идёт о так называемой "пикардийской терции", мажорном созвучии в конце минорного произведения. Особенно часто она использовалась как раз в сочинениях XVI-XVII вв. Главной причиной её употребления была её сонорная (звуковая) устойчивость, которой требовал финал произведения. Устойчивость большой (мажорной) терции легко объяснима - разгадка кроется в натуральном звукоряде. Натуральный звукоряд строится с помощью математических пропорций. Если представить себе натянутую струну, делить её на равные части и записывать звучание каждой из них, то получится, что 1/2 струны даёт интервал октаву, 1/3 - квинту (с предыдущим звуком), 1/4 - кварту, 1/5 - ага, вот и мажорная терция! Т.е пропорция очень простая, а это залог того, что она понравится нашему уху. Дальше появятся и минорные (малые) терции, но они будут либо октавно повторять предыдущие звуки, либо (о,ужас!) диссонировать с ними.

Почему же такую удобную, логичную и приятную терцию перестали со временем использовать для завершения всех произведений? Это связано с постепенным отказом от натурального строя и переходом к равномерно темперированному, развитием мажоро-минорной системы, разграничением этих двух ладов, меньшим их взаимопроникновением, появлением и развитием науки об аккордах - гармонии. Проще говоря, новый, слегка искусственно подправленный и выровненный строй располагал к его изучению и композиторским экспериментам. Звуки стали более чистыми, интервалы, соответственно, тоже, из интервалов сложились аккорды разного состава, и обнаружилось, что прежде неуверенно и неустойчиво звучащее минорное трезвучие теперь вполне годится к употреблению. Со временем оно стало привычным и естественным.

На этом процесс не остановился, и к ХХ веку в качестве тоники вполне привычно слышать трезвучия, щедро украшенные дополнительными мягко и резко диссонирующими тонами, а то и вовсе не трезвучия, или отсутствие тоники и какой-либо устойчивости в принципе.

4
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта