Денис Юрич
июль 2018.
1465

В чем смысл акционизма, если действия художников слишком странные, чтобы понимать, для чего это нужно?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Акционизм тесно связан с концептуализмом, основные приемы которого — символизация и переосмысление. Поэтому в основе акции обычно находится простой и яркий символ, имеющий культурные корни. Кроме того, акционизм, как правило, политически или социально заряжен: через акцию художник доносит определенное послание обществу. Пример с кроватью, который вы привели, — это акция художницы Катрин Ненашевой. Ненашева известна как психоактивистка — то есть она выступает в защиту прав людей, признаваемых психически нездоровыми. Она носила на спине кровать в течение 21 дня — именно на столько воспитанников детских интернатов отправляли в психбольницу в качестве наказания. Подробно об этом можно прочитать здесь.

Железная кровать — это тяжелая ноша; представьте себе, что вы носите ее на себе три недели. Тяжесть этой ноши — символ тяжести участи детей, которых принудительно подвергают лечению. Это основный смысл, который легко считать без проникновения в культурный контекст (а если в него проникать, то можно вспомнить «Встань, возьми постель свою и иди» из Евангелия от Иоанна: с одной стороны, это не так-то просто, с другой, этими словами Иисус говорит расслабленному, что он на самом деле здоров).

Художник-акционист утрирует реальные события, чтобы вы, попытавшись поставить себя на его место, поняли абсурдность и жестокость — не его действий, а тех действий, против которых он выступает. Кроме того, он овеществляет, буквализует метафоры: Ненашева буквально показывает нам, что такое бремя, ноша, стигма (в акции с кроватью участвовали в том числе и детдомовские инвалиды с пролежнями). Точно так же, когда Петр Павленский прибивает яйца к брусчатке Красной площади, это не просто членовредительство, а буквализация выражения «держать за яйца» (за яйца держит Красная площадь, символизирующая власть) и отсылка к радикальной форме протеста заключенных, ну а в печально известной акции «Войны» со спижженной курицей буквализуется слово «пиздить». В концептуализме многое завязано на игре слов: такие же приемы можно найти в концептуалистской литературе, например у Сорокина. 

Разумеется, в этом много от юродства: акционисты это сознают, смелость и неконвенциональность их поступков их как бы отгораживает от «обычных людей», и зачастую это оказывается выигрышной стратегией (вспомним, как Павленский избежал наказания за поджог двери ФСБ — правда, во Франции ему этот фокус уже не удался).

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
22
0

То есть цели донести какую-то проблему до широких масс у них нет?

0
Ответить

И что до Павленского, символизм весь у него походу потерялся по дороге так как свое достоинство он прибил к "кремлю" сам и никто его не заставлял это делать, расходится как-то)))

0
Ответить

Не понимаю. Я же, кажется, русским языком написал, что именно такая цель у них и есть.

0
Ответить
Ещё 9 комментариев

вы всё правильно написали. а во франции или нет понятия юродивого, либо оно там иное. в каждой культуре свои культурные коды, что будет очевидно в Китае, может быть не совсем понятно у нас

0
Ответить

Верно: акции не существует без аудитории, без реакции. Провокация возмущения — одна из задач акциониста. То, что Павленского во Франции посадили, ставит перед нами вопросы о границах свободы, понимания искусства и защиты капитализма во Франции — в этом смысле его акция и там удалась.

0
Ответить

в этом есть ещё традиционная для России борьба простого человека и всемогущего государства. вроде как неположено яйца прибивать на Красной площади, туда нужно идти с почтением и вести себя подобающе. а он вот взял и прибил яйца, в общем-то интимную часть тела, и непонятно было полицейским сперва, что с этим делать. обычного хулигана можно схватить в охапку и в автозак, а тут так не сработает

0
Ответить

Ну и какая ценность у возмущения без конкретной причины?

0
Ответить

если вы имеете в виду случай во франции, то мне тоже не очень понятно.

0
Ответить

А почему без конкретной причины? В каждом случае она есть. Ненашева реагирует на проявления карательной психиатрии, Павленский выбирает в качестве объекта критики гражданскую апатию под прессингом власти.

0
Ответить

Я имел в виду возмущение\непонимание людей которые видят эпатажную выходку якобы имеющую смысл. Какая ценность акции если ее не понимают люди не читающие журналы типа афиши?  Рядовой человек не озаботится проблемой гражданской апатии увидев прибитые яйца, рядовой человек не озаботится тем как угнетают психбольных увидев девушку с VR шлемом на голове и кроватью на спине, потому что в этом нет никакой связи, и таких людей большинство. Ну пара человек спровоцируется, возмутится, дальше что? Учитывая то что вы сказали про возмущение у меня если честно даже меньше стало понимания

0
Ответить

а мне кажется, что акции с зашитым ртом, прибитыми яйцами и сожжённой дверью очень понятны на уровне ассоциаций и метафор

+2
Ответить

помимо прочего, если уж и решили записывать акционистов в художники, то для художника важной целью является самовыражение. вот не может человек молчать по поводу того, как угнетают психбольных, и хочет высказаться. и высказывается таким вот способом, как он это чувствует, иносказательно. да, не все поймут может. какой-то другой художник может выскажется понятнее, если эта проблема его тоже заденет

+1
Ответить
Прокомментировать

К исчерпывающему ответу Льва Оборина я бы хотел добавить, что противопоставление «непонятного» акционизма и «понятного», «нормального» искусства очень утрировано. Любое произведение требует для своего понимания знания очень многих вещей и зачастую наше понимание классической картины исключительно кажущееся, основанное на том, что эти вещи стали общим местом культуры совсем недавно, не в последнюю очередь за счет массового образования. Что мы можем понимать в голландских натюрмортах? Казалось бы - вот стол, на нем фрукты, а меж тем это может быть сложно зашифрованное высказывание. За примерами можно обратиться сюда: https://arzamas.academy/mag/406-naturemorte

Или, к примеру, «Падение Икара» Брейгеля. Что можно понять в нем, не зная названия картины? Не зная миф об Икаре? Не зная, что пейзажи в то время почти не рисовали и художнику требовалось найти повод, чтобы изобразить местность? Так чем эта картина отличается от акции акциониста, если точно так же является для зрителя не актом наблюдения, а актом мышления, требующим обладать знаниями?

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
13
0
Прокомментировать

К предыдущим ответам можно добавить, что акционистское искусство (и большой пласт современного искусства вообще) чаще всего не строится по принципу "есть произведение, в котором заложен «готовый» смысл, и есть художник, который этот смысл до зрителя доводит, а зритель его пассивно воспринимает". Акционисты стимулируют зрителя к активности — собственной интерпретации, обсуждению, к тому, чтобы изучить какой-то вопрос, узнать больше, самому сделать некое действие. Теоретик Жак Рансьер называет такое состояние «эмансипацией зрителя» — переходом от пассивности воспринимающего смысл к активному познанию и движению. Мотивацией к такой активности становится заведомая «непонятность» некоего акта, который разрушает существующую картину мира и ломает привычные ритуалы повседневности. 

Впрочем, не все акционистские художники стремятся к такой эмансипации зрителя. Например, уже упомянутый Петр Павленский скорее строит «стену» между собой и остальным «народом»: создает ситуации, в которых он превращается в яркую и смелую героизированную фигуру, этому народу (пассивному) и власти (плохой) противопоставленную (акция с поджогом дверей Лубянки). А вот последняя акция «Войны», думаю, вполне себе по Рансьеру построена: хотя есть четкие политические требования, с ней связанные (они были опубликованы в соцсетях), сам акт, сама ситуация, когда несколько людей в полицейских формах выбегают на футбольное поле и начнают там что-то странное делать, — этот акт вызывает непонимание, шок. Он нарушает заданные правила игры, ломает привычное зрелище и стимулирует к попытке разобраться, что же происходит, — на локальном и (в идеале) глобальном уровне.

Элла Россманотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0

Как мило только вот иной раз прибитые яйца означают лишь прибитые яйца а люди в форме на поле означают людей в форме на поле. Контекст известен лишь трем с половиной людям а художник рассчитывает что при этом его поймут все

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью