Alexey Litovchenko
10 июля 18:33.
12481

В чем принципиальное отличие троцкизма, ленинизма и сталинизма?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
22
7 ответов
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять что такое марксизм. Марксизм - это определенный способ мыслить, определенный способ понимания экономических, политических, культурных и т. п. явлений в обществе. А ленинизм - это политическая стратегия, основанная на определенном анализе социальной ситуации начала 20 века, вытекающем из марксистского понимания вещей. Среди последователей Маркса шла и продолжает идти бурная полемика по поводу того, считать ли этот анализ и, соответственно, связанную с ним стратегию полностью справедливыми, либо же считать их справедливыми частично, либо же считать, что подобному анализу должна соответствовать иная стратегия и т. д. У самого Ленина очень много противоречивых высказываний, он неоднократно подвергал ревизии свои собственные, казалось бы, принципиальные воззрения - например, отказывался от необходимости "демократической диктатуры пролетариата и крестьянства" в России в пользу "диктатуры пролетариата", признавал сначала только локальное, а потом и глобальное значение опыта Октябрьской революции. Более того, сам Ленин всегда был категорически против того, чтобы его тексты рассматривали как завершенную и непререкаемую истину, однозначно вытекающую из марксистских установок. 

Что же касается сталинизма, то это явление совершенно иного порядка. Сталинизм - это скорее религия советской бюрократии, чем рациональное учение. С самого начала становления сталинизма, т. е. с середины 20-х гг., апологеты нового чиновничьего режима вводят в официальную идеологию СССР ряд положений, которые не только слабо состыкуются с ленинским анализом и даже марксизмом в целом  (усиление классовой борьбы по мере продвижению к бесклассовому обществу, выделение "социализма" и "коммунизма" в виде двух разных стадий), но и прямо предназначены для того, чтобы затушевывать интеллектуальный потенциал марксизма. Французский философ Ролан Барт говорил, что язык сталинизма - это уже не язык понимания, а язык приказа или декрета, его не интересует устройство вещей, он выявляет врагов и выносит приговор. Его субъектом является не свободный, критически мыслящий человек, а человек - часть иерархической системы, который умеет либо повиноваться, либо давать указания. С течением времени, когда менялись интересы правящей бюрократии, менялась и идеологическая оболочка сталинизма - "мирное сосуществование" при Хрущеве, "развитой социализм" при Брежневе, но суть религии чиновников оставалась прежней. 

Одним из пропагандистских клише сталинизма был так называемый "троцкизм". "Троцкистами" в 20-е годы называли всех коммунистов, которые были несогласны с курсом на сталинизацию и установление диктатуры в стране. Очень часто эти люди имели друг с другом мало общего, тем не менее, их всех записывали в "троцкисты" только по факту их несогласия с властью. Любопытно, что вначале прорежимные СМИ использовали в отношении оппозиционеров выражение "сапроновцы" - по имени Тимофея Владимировича Сапронова, одного из лидеров группы демократического централизма, который во многих моментах было несогласен с Троцким. Чуть более конкретным содержанием термин "троцкизм" наполнился с выдворением Льва Троцкого за пределы СССР, когда бывший руководитель Красной Армии начал издавать "Бюллетень оппозиции", а затем создал Четвертый Интернационал. Тексты "Бюллетеня" выстраивались вокруг ряда концепций - перманентной революции, деформированного рабочего государства, социалистической многопартийности и много другого. Тем не менее, в Интернационале никогда не было единодушия по этим вопросам, а после смерти Троцкого организация распалась. Сегодня последователи марксистской оппозиции в СССР придерживаются разных взглядов по разным вопросам и было бы как минимум недальновидно опять приклеивать к ним бессодержательный ярлык "троцкизма".

Для начала стоит отличать теоретическую и практическую деятельность Ленина, Сталина, Троцкого от их, в том числе современной, апологетики. Если говорить максимально коротко и образно, то.

Ленин остался в истории, как наиболее ортодоксальный, последовательный и непримиримый практик революционного марксизма. Творец Октябрьской революции и СССР. Среди всех выше обозначенных персон именно Ленин обладал наиболее острым и гибким умом. Его теоретические работы, которые всегда были прямым образом связаны с его практической деятельностью, представляют наибольшую ценность.

Троцкий в истории остался в качестве представителя и вожака "левого уклона" в партии большевиков, сторонника ускоренных темпов индустриализации (справедливости ради, стоит сказать, что по сравнению со сталинским "большим скачком" проект модернизации Троцкого и его ближайшего соратника Преображенского выглядит более чем умеренным). Так же Троцкий в истории остался как самый непримиримы и последовательный критик сталинского курса в ВКП (б). Ну и, естественно, блистательный наркомвоенмор победоносной РККА времен гражданской войны.

Сталин среди этих трех персон наиболее противоречивая личность. С одной стороны, индустриализация, победа в Великой отечественной войне. С другой стороны многие сотни тысяч смертей, миллионы репрессированных, десятки миллионов поломанных судеб. Естественно «антисталинсты» будут со мной спорить в сторону увеличения, а «сталинисты» будут спорить в сторону уменьшения. Оба лагеря адресую к работам д.и.н. Земскова, и д.и.н. Хлевнюка. Недавняя работа последнего "Сталин. История одного вождя" является наиболее читабельным и с исторической точки зрения наиболее достоверным обобщающим трудом по личности Сталина, в том числе там приведены ссылки на архивные документы и на другие научные монографии по истории сталинского периода.

Касаясь современных апологетов вышеуказанных личностей, то стоит отметить, что у «ленинистов», «сталинистов», «троцкистов» гораздо больше общего, нежели чем отличного. Сектантство, субкультура, узость интересов, инфантильность, стремление к переложению рецептов вековой давности без учета современных конкретно исторических условий, букеты психических и физических девиаций, а так же еще масса «полезных и приятных» эффектов – всего этого у апологетов Ленина, Сталина, Троцкого предостаточно. Могу с уверенностью заявить, что сегодня здоровый, интеллектуально развитый человек может идентифицировать себя в качестве существительного, производного от имени другого человека, разве что только в шутку.

Эпигоны, естественно, и в теории и в практике, отношение к объектам реконструкции, обожания и подражания имеет только сильно опосредованное, формальное (это, кстати, относиться не только к эпигонами Ленина, Сталина, Троцкого). Именно поэтому, люди, не стоит вешать на себя дурацких политических ярлыков, развивайтесь самостоятельно, изучайте естественные и гуманитарные науки, в том числе изучайте судьбы вышеупомянутых исторических личностей во взаимосвязи с судьбами нашей страны, учитесь мыслить независимо и подходите к любой информации с позиции разумного скепсиса и будет вам всем счастье.

P.S. Третий слева на фото в топике не Троцкий, а Калинин, если кто не знает.

Учение Маркса и Ленина заключается в освобождении человеческого труда от Ига Капитала посредством освоения законов движения Капитала. Точно также,  как научный коммунизм является Учением об условиях освобождения рабочего класса от Ига Капитала. Сталинизм - это компиляция разнообразных доктрин мелкобуржуазного социализма и легального марксизма, носителями которых являлись многочисленные мелкобуржуазные и буржуазные партии, которые участвовали в политической жизни Российской Империи конца 19-го -  начала 20-го веков, а также некоторые члены РСДРП (б) типа Богданова-Малиновского А.А.  

О ПАРАДИГМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА СССР
Парадигмой политической экономии социализма СССР, да будет всем известно, является устоявшийся взгляд классической буржуазной политической экономики, что, де,  стоимость товаров определяется трудом, вложенным в их производство.
Заслугой сталинистов, или марксистов-ленинцев, является тот факт, что они этот вульгаризм приписали взглядам МАРКСА и ЛЕНИНА.
С теоретической, да и практической точки зрения, читателю не бесполезно знать, каким образом фарисеи этого добились, на одном конкретном примере. Возьмем 6-й том избранных сочинений В. И. Ленина за 1985 год и ознакомимся с его, якобы,  взглядом на экономическое учение Маркса. Ключевыми, с точки зрения раскрытия этого взгляда,  являются его три цитаты из работы «Карл Маркс»:
1) Параграф Стоимость, (стр. 193). «Величина стоимости определяется количеством общественно-необходимого труда, или рабочим временем, общественно-необходимым для производства данного товара, данной потребительской стоимости».
2) Параграф Прибавочная стоимость, (стр. 195). «Следовательно, в капитале, с точки зрения процесса производства, необходимо различать две части: постоянный капитал, расходуемый на средства производства (машины, орудия, сырой материал и т.д.) – стоимость его (сразу или по частям) без изменения переходит на готовый продукт – и переменный капитал, расходуемый на рабочую силу».
3) Параграф Прибавочная стоимость, (стр. 197). «Маркс показал ошибку всей прежней классической политической экономии (начиная с Адама Смита), которая полагала, что вся прибавочная стоимость, превращаемая в капитал, идет на переменный капитал. На самом деле она распадается на средства производства и переменный капитал».
МОИ КОММЕНТАРИИ
1) Первая цитата является теоретическим обоснованием отождествления стоимости (цены) товара со стоимостью (ценой)
издержек его производства. Произведена подмена понятия общественно-необходимого времени производства на
«рабочее время, общественно-необходимое для производства данного товара». То есть абстрактный труд общества,
который только и может быть мерилом стоимостей, подменен на конкретный или частный труд. При таком представлении на природу стоимости, единственным способом получения прибавочной стоимости является установление номинальной надбавки к стоимости издержек производства. То есть, подобный взгляд служит оправданием мальтузианского подхода к формированию прибавочной стоимости, как «прибыли от отчуждения». (Томас Роберт Мальтус (1764-1834 г.г.)-английский священник и экономист, идеолог земледельческой аристократии, один из авторов и ярый проповедник человеконенавистнической теории народонаселения). В СССР и современной реформируемой России использовалась и используется модернизированная модификация мальтузианства, автором коей является английский вульгарный экономист Патрик Джеймс Стирлинг (1809-1891 г.г.). В 1846 году в Эдинбурге сей вульгарный экономист опубликовал свой труд «Философия труда», в котором предложил, - «смехотворный» по мнению К. Маркса, – метод извлечения прибавочной стоимости, путем создания такой ситуации в экономике, когда «Количество каждого товара должно регулироваться таким образом, чтобы предложение данного товара находилось в меньшем отношении к спросу на него, чем предложение труда к спросу на труд» (К.Маркс. Теории прибавочной стоимости. 4-й том Капитала. Часть 3. Глава 20. Разложение рикардианской школы, стр. 192-194. М. Политиздат -1978)
2) Вторая цитата является теоретическим обоснованием возможности структурирования стоимости товара путем сложения ее составляющих через стоимость единицы труда индивида. Такой взгляд является теоретическим оправданием физиократического (технократического) подхода в государственном управлении социально-экономической системой. В царский, советский и реформаторский периоды развития осью отечественной социально-экономической системы является фиксированный минимум заработной платы работника. Вокруг этого минимума, устанавливаемого административным путем, как в часовом механизме, движется развитие всего общественного организма. Таким образом, обосновывается субъективный эмпиризм (волюнтаризм) в экономике и возможность конституирования стоимости государством, то есть анархизм.
3) Третья цитата является объяснением причины мнимого отсутствия эксплуатации производительных классов общества государственно-банковским капиталом в СССР, что является демагогическим основанием идеологии сталинизма. В 11параграфе работы основоположника «Заработная плата, цена, прибыль», под названием «Различные части, на которые распадается прибавочная стоимость», мы можем убедиться в фальсификации его экономического учения: «Рента, процент и промышленная прибыль – это только различные названия разных частей прибавочной стоимости товара, или воплощенного в нем неоплаченного труда, и все они в одинаковой мере черпаются из этого источника, и только и него».
(К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные произведения, т.2, Москва, 1985 г.). http://politazbuka.info/texts-art/498-marks-karl-zarabotnaya-plata-cena-i-pribyl2.html
Можно уверенно констатировать, что царская Россия до 1917 года, СССР недавнего "социалистического" прошлого, и Россия сегодняшнего дня – это этапы развития «Новой Иудеи», «Третьего Рима» на просторах Евразийского континента эпохи христианства. Я не могу утверждать с точностью юридического определения, но, на мой взгляд, все работы В.И. Ленина были подвергнуты основательной цензуре и фальсификации сталинистами. Но это подозрение, конечно, не
может подорвать убежденности в том, что «марксизм – ленинизм», - в его современной версии советских ученых-книжников, - является творческим развитием идей абсолютизма и монархизма в России. После умерщвления Ленина и разгрома «левой оппозиции» в 1927 году русский марксизм в интерпретации «друзей народа» и бундовцев, -действовавших на арене Истории, как сталинисты, - оказался абсолютно тождественен русскому махизму.
Таким образом, историческая роль сталинистов сводится к тому, что они продолжили буржуазные реформы Петра Великого в 20-м веке такими же «метафизическими» методами, какими они были начаты в конце 17-го, начале 18-го в.в. Так называемая парадигма политиэкономии социализма СССР, является парадигмой засилья бюрократии над рабочим классом, грабежа русского народа и его открытого геноцида кучкой олигархов, вышедшей из недр русского социалитета.
Ян РАДИЙ.  4 апреля 2016 г. г. Белорецк

Показать ещё 4 ответа
Ответить