Пытались ли какие-то государственные образования полностью запретить религию на своей территории? Насколько это реально?

728
2
0
24 сентября
19:14
сентябрь
2015

Пожалуй, наиболее ярким примером полного отказа от религии на государственном уровне был режим «красных кхмеров» в Кампучии в 1975 – 1979 гг. Различные конфессии не просто ограничивались в правах или вытеснялись, они были объявлены вне закона.

Принятая весной 1976 г. новая конституция провозгласила: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии и кампучийскому народу». Полпотовцы стремились уничтожить религию как помеху строительству нового государства, опору монархизма и индивидуализма в обществе.

Первым под удар попал буддизм – основная конфессия страны. Один из представителей полпотовской партии Ангка внушал крестьянам: «Будда не родился в Камбодже. Почему же в таком случае кхмеры должны следовать религии, пришедшей из Индии? Именно поэтому наша революционная партия категорически отказывается почитать буддийскую религию. Все вы, братья, следующие за революционным Ангка, должны отказаться от буддизма, потому что он враждебен Ангка и является идеологией, выработанной империалистами».

Полпотовцы физически ликвидировали буддистских руководителей в стране. Рядовые священнослужители принудительно выселялись в сельскую местность, где выполняли различные работы. По рассказу бежавшего во Вьетнам Соен Сома, настоятеля пагоды Пиемпен, все монахи и монахини были изгнаны из пагод, буддистские статуи и алтари разбиты или сброшены в реки и пруды. Служителей культа заставляли выполнять непосильную физическую работу по 13 часов в день, кормили плохо. Тех, кто жаловался, арестовывали и увозили в неизвестном направлении.

Преследованиям подвергся также ислам, исповедуемый чамами и малайцами – этнически самобытными народами внутри Кампучии. После жестоких пыток были убиты глава мусульман имам Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Все 114 мечетей Кампучии подверглись разрушению и разорению. Ряд из них взорвали при помощи динамита, снесли бульдозерами или превратили в свинофермы. Коран и другие религиозные книги сжигались. Малайцев и чамов, в качестве наказания, заставляли выращивать свиней, а пытавшихся протестовать расстреливали.

В ноябре 1975 г. чамы из деревни Треа подняли восстание. Вскоре оно было подавлено. Деревню сравняли с землей. Всех оставшихся в живых казнили, разбивая им головы ударом мотыги. Их трупы оставили без погребения. За всё время полпотовского правления народ чамов в Кампучии был почти полностью уничтожен.

Террор Ангка обрушился и на христианские общины. В 1975 г. последователей христианства в Кампучии насчитывалось сравнительно немного – около 55 тысяч католиков и протестантов. Но они рассматривались полпотовцами как подозрительные иностранцы и систематически уничтожались. По свидетельству очевидцев, если власти узнавали, что какой – либо человек является христианином, его, чаще всего, убивали, обвинив в связях с ЦРУ.

Попытка создания нового общества без религии вылилась в массовый террор против населения собственной страны. Полпотовцы, декларировавшие принципы народовластия, в итоге посягнули среди прочих на одно из элементарных прав человека – свободу вероисповедания.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
0
декабрь
2016

Пожалуй, наиболее ярким примером полного отказа от религии на государственном уровне был режим «красных кхмеров» в Кампучии в 1975 – 1979 гг. Различные конфессии не просто ограничивались в правах или вытеснялись, они были объявлены вне закона.

Принятая весной 1976 г. новая конституция провозгласила: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии и кампучийскому народу». Полпотовцы стремились уничтожить религию как помеху строительству нового государства, опору монархизма и индивидуализма в обществе.

Первым под удар попал буддизм – основная конфессия страны. Один из представителей полпотовской партии Ангка внушал крестьянам: «Будда не родился в Камбодже. Почему же в таком случае кхмеры должны следовать религии, пришедшей из Индии? Именно поэтому наша революционная партия категорически отказывается почитать буддийскую религию. Все вы, братья, следующие за революционным Ангка, должны отказаться от буддизма, потому что он враждебен Ангка и является идеологией, выработанной империалистами».

Полпотовцы физически ликвидировали буддистских руководителей в стране. Рядовые священнослужители принудительно выселялись в сельскую местность, где выполняли различные работы. По рассказу бежавшего во Вьетнам Соен Сома, настоятеля пагоды Пиемпен, все монахи и монахини были изгнаны из пагод, буддистские статуи и алтари разбиты или сброшены в реки и пруды. Служителей культа заставляли выполнять непосильную физическую работу по 13 часов в день, кормили плохо. Тех, кто жаловался, арестовывали и увозили в неизвестном направлении.

Преследованиям подвергся также ислам, исповедуемый чамами и малайцами – этнически самобытными народами внутри Кампучии. После жестоких пыток были убиты глава мусульман имам Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Все 114 мечетей Кампучии подверглись разрушению и разорению. Ряд из них взорвали при помощи динамита, снесли бульдозерами или превратили в свинофермы. Коран и другие религиозные книги сжигались. Малайцев и чамов, в качестве наказания, заставляли выращивать свиней, а пытавшихся протестовать расстреливали.

В ноябре 1975 г. чамы из деревни Треа подняли восстание. Вскоре оно было подавлено. Деревню сравняли с землей. Всех оставшихся в живых казнили, разбивая им головы ударом мотыги. Их трупы оставили без погребения. За всё время полпотовского правления народ чамов в Кампучии был почти полностью уничтожен.

Террор Ангка обрушился и на христианские общины. В 1975 г. последователей христианства в Кампучии насчитывалось сравнительно немного – около 55 тысяч католиков и протестантов. Но они рассматривались полпотовцами как подозрительные иностранцы и систематически уничтожались. По свидетельству очевидцев, если власти узнавали, что какой – либо человек является христианином, его, чаще всего, убивали, обвинив в связях с ЦРУ.

Попытка создания нового общества без религии вылилась в массовый террор против населения собственной страны. Полпотовцы, декларировавшие принципы народовластия, в итоге посягнули среди прочих на одно из элементарных прав человека – свободу вероисповедания.

Вячеслав БабайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
15
0
сентябрь
2015

Подлинная борьба против религии любого толка развернулась в СССР в 1917-1943 годы. Опьяненные успехами революции большевики всерьез надеялись "искоренить религиозные предрассудки" и "разбудить народ от религиозного сна" (Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. 1922). Считалось, что церкви пособничают существующему социальному неравенству, угождают богатым покровителям и помещикам (баям среди мусульман).

Для этого выделялись огромные средства на издание антирелигиозных журналов/газет/учебников, агитаторов учили вести грамотную пропаганду среди беспартийных, хотя ни до, ни после в стране не существовало антирелигиозных законов. В период Гражданской войны многие церкви и монастыри на волне красного террора были разграблены, кто-то убит. Но по-настоящему масштабный антирелигиозный террор развернулся уже при Сталине в конце 1920-х годов и 1930-е. Примерно 90% храмов в стране были закрыты и использовались под склады, амбары, школы или клубы, либо разрушены вовсе. Тысячи священников подверглись репрессиям, ссылкам на север, заключению. Великий Соловецкий монастырь на севере страны был превращен в лагерь особого назначения.

Власть пришла к пониманию неспособности искоренить религию среди рабочих и особенно крестьян, поэтому законодательно гарантии свободы совести сохранялись вплоть до распада СССР, но активный террор продолжался вплоть до начала Великой Отечественной войны и возобновлялись гонения при Хрущеве.

В конце концов, православные, мусульманские и протестантские церковные организации были фактически уничтожены, их лидеры репрессированы, юридические права отменены (Декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. 1918). На 1943 г. в живых осталось всего 3 архиерея РПЦ, двое из трех патриархов (или и.о., местоблюстители) находились в заключении. Только во время войны Сталин пошел на перемирие с церковью и разрешил восстановить тысячи приходов по всему СССР.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта