Какие адекватные причины были для начала охоты на ведьм? Какую реальную угрозу представляли люди, за которыми охотилась инквизиция?

1004
3
1
24 сентября
17:52
сентябрь
2015

Адекватных - никаких. Но все несчастья, такие как неурожай, эпидемии, экономический спад, представлялись людям результатом деятельности злых сил. Если несчастье происходит на отдельно взятой территории, значит и причина, якобы, где-то здесь. О реальной угрозе от этих людей судить сложно, скорее всего, её не было.

Образ ведьмы восходит к язычникам, которые спасаясь от преследований уходили жить в лесную глушь. Отсюда и в сказках ведьмы живут в глуши, всегда обособленно, и найти ведьмин домик непросто.

Артём ТюринОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
0
сентябрь
2015

Во-первых, не совсем корректно увязывать «охоту на ведьм» с одной лишь инквизицией. Человечество охотилось на них и раньше. В «Законах» Платона можно увидеть вполне конкретное описание санкций: «Если окажется, что человек из-за своих магических узлов, заговоров и заклинаний уподобился тому, кто наносит другому вред, пусть он умрет, если он прорицатель или гадальщик…» (org.ua).

Не менее красочные предложения по борьбе с ведьмами можно найти в законодательных актах Римской республики (Leges Duodecim Tabularum), Вавилона (Законы Хамурапи) и древнего Египта.

Созданный в 1215 году Особый церковный суд Католической церкви решал только внутрицерковные вопросы. Реальная «охота на ведьм» началась только в 1478 году с момента утверждения Испанской инквизиции. Печально известная Malleus Maleficarum (Молот Ведьм) Крамера вышла в 1486 году, всего за три десятка лет до того как Мартин Лютер приколотит 95 тезисов к виттенбергской Замковой церкви.

Во-вторых, последние исторические исследования в этой области указывают на то, что масштабы инквизиции были сильно преувеличены. Агостино Борромео (Agostino Borromeo), автор 783-страничного доклада, изучивший ватиканские архивы, пришел к выводу, что за все время существования инквизиции из 125 тыс. рассматриваемых инквизицией дел, только по 1% были вынесены смертные приговоры (theguardian.com).

И, наконец, в-третьих, указанные предыдущим комментатором причины (неурожай, эпидемии, экономический спад) являлись причиной охоты на ведьм доинквизиционного периода. Инквизиционный трибунал же был судебным процессом, дающим возможность подозреваемому оправдаться в рамках существовавших тогда процедур (google.ru), (google.ru)

6
0
сентябрь
2015

Самое убедительное объяснение появлению «ведьм» дала исследователь истории маргинальных женщин Айвен Пауэр. Она писала, что ведьмами становились не девушки, а рано овдовевшие молодицы: удачно вышедшая замуж барышня, в молодом возрасте ставшая «соломенной вдовой» ( муж пропал на войне, в море) в время это было частое явление. При таком раскладе мужа нельзя ни отпеть , ни похоронить. И вот у этих соломенные вдов, понимавших, что в цветущей молодости навсегда лишены всех радостей замужней жизни, формировался жесточайший физиологический и психологический комплекс , базирующийся на сознании того, что они прокляты, а отсюда один шаг про мысли о дьяволе, который делал с ними то, что им больше всего хотелось. Эти женщины были самые презираемые, к ним первых домогались, они становились изгоями, искренне считавшими себя ведьмами.

Второй тип людей, которых преследовала инквизиция это- сумасшедшие, не получавшие никакого лечения в средневековье и жившие среди нормальных людей. Неадекватное поведение таких людей фактически приговаривало их к костру, но как бы жестоко это ни звучало, это был момент своего рода социального очищения. Фактически инквизиция брала на себя роль отбора.

И третий - были сознательные еретики, с проповедями о разрушении церквей, утоплении священников в крестильных чанах, или выступавших с «коммунистическими» лозунгами: все отобрать и поделить- жен, деньги, скот, зерно.

В основном же, было три лозунга, под которым выступали ереси:

1 возврат церкви к евангельской простоте, что означает гибель церкви как институции. Поскольку церковь не сможет накапливать богатства, строить соборы.

2 очистить церковь от разнообразных нововведений, что мешает церкви идти в ногу со временем: преподавать церковнику в университете, устраивать библиотеки, позволить мирянам чтение библии.

3 желание ввести нововведения это - начиная с адамитов , ходящих на четвереньках и жалобно скуливших «как в раю», и заканчивая безобидными внешне нововведениями, но разрушающими каноническое и церковное единство: не так молиться, не так провозгласить хвалы, иначе строить ритуал.

3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта