Если позволите, то отвечу как ученый ( мать), который провел подобный педагогический эксперимент на небольшой группе ( 2 детей). Как филологу, мне было принципиально важно, чтобы мои дети читали, любили книги, и чтобы вся моя огромная, любовно собранная библиотека не оказалась бы на помойке, а бережно передавалась бы из поколения в поколение. Поэтому:
1.Читать детям я начала на следующий день после выписки из роддома ( кажется это были английские песенки в пересказе Маршака) и не унималась на протяжении последующих 11 лет. То есть читала им КАЖДЫЙ день, сначала по нескольку раз за день, потом только перед сном. Добавлю к этому лекции по истории литературы, которые не могла не читать по любому поводу всегда и везде
Выучила детей читать к 4-5 годам и каждый год подбирала им стопочку книг для самостоятельного чтения, исходя из их интересов.
испробовала все педагогические приемы для создания устойчивого интереса к чтению: читала начало книги, предоставляя им самим дочитывать конец, играла вместе с ними в героев, устраивая домашний лего-Эгладор, водила на спектакли по прочитанным произведениям и показывала фильмы
еще раз добавлю, что мой дом наполнен книгами, которые ( практически все) всегда были в открытом доступе для детей
Однако результаты сего эксперимента немного обескураживают:
дети к 3 годам знали наизусть сказки Пушкина, Чуковского и Маршака, но к 7-8 годам их забыли
к 4-5 годам они уже бегло читали, опережая сверстников в своих литературных пристрастиях, однако к настоящему моменту ( 12 и 14 лет) один из них читает только под сильным прессингом ( девочка 14), другой - только фантастику ( мальчик 12). При этом оба утверждают, что классическая литература "скучна" и "непонятна", несмотря на все мои попытки разъяснить и заинтересовать.
если я пытаюсь им читать перед сном, то они обычно засыпают после первого абзаца
Вывод: формирование человеческой личности - процесс сложный и родительское воспитание - лишь один из факторов. Он может оказаться решающим, а может им и не стать ( я выросла в рабоче-крестьянской семье, где никто не читал). Однако то время, которое мы провели вместе, читая книги, играя в рыцарей или Красную шапочку - драгоценно лично для меня, и оно всегда, как тот Париж, у меня будет. Ну и справедливости ради надо сказать, что 4 по литературе им получать стыдно передо мной и они стараются и читают, пусть и через силу))
Конечно, стоит. Чтение полезно со всех сторон. Как приучить? Есть только один способ - читать самим. Дети никогда не слушают, что им говорят, зато всегда повторяют, что при них делают. Особенно если делают вместе с ними. Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное. Только так.
В теории вполне несложно)