Почему именно в России начали осуждать поведение фанаток во время ЧМ?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
4
10 ответов
Поделиться

Наша ситуация ЧМ –  и общая, и особенная. Общее заключается в том, что, в последние десятилетия чемпионаты мира по футболу актуализируют и задействуют определенные сексуальные дискурсы, причем как минимум двух видов. С одной стороны это создание пространства, где сексуальные отношения и сексуализация допустимы и привлекательны Существуют сферы жизни, в которых сексуализация считается неуместной, например, – харассмент на работе, а есть сферы, где ухаживания уместны, например, бары, вечеринки, тиндеры, соцсети знакомств, где люди если и не нацелены, то предполагают возможность сексуальных отношений флирта, где внешность и поведение сексуализируются и контакты приветствуются. 

Чемпионаты мира – это места легитимной сексуализации поведения. Ведь здесь бушуют страсти, эмоции, здесь присутствуют и взаимодействуют молодые люди, здесь представлен сексуализированный дисплей мужчин и женщин, в целом это та среда, которая делает сексуальность и ее проявления допустимыми так же, как и некоторых других пространствах. Сексуальность становится буквальной, подчеркнутой, карнавальной. Для нас это новость, хотя такие процессы происходят на разных чемпионатах, где встречаются женщины и мужчины, заряженные аффектами соревнования и праздника. 

С другой стороны, существует «темная сторона» сексуализации  спортивных мероприятий, о которых пишут исследователи – это проституция, насилие и человеческий трафик. Рост спроса на секс приводит к тому, что растет и предложение платных сексуальных услуг, интенсифицируется секс-индустрия, часто нелегальная, появляются жертвы, насилие, сексуальные правонарушения. Во время ЧМ это привлекает внимание и вызывает обеспокоенность гражданских активистов, общественных организаций, полиции, социальных служб. И «светлая», карнавальная, и «темная» стороны сексуальной активности находят свое место на чемпионатах из-за того, что в обстановке праздника встречаются молодые люди, разных национальностей и культур, привлекательные и интересные друг для друга. Такое происходит во всем мире, например, на ЧМ в Германии происходило то же самое. 

Особенной для России ситуация стала отчасти из-за неожиданности. Хотя сексуальная революция произошла достаточно давно, и тому факту, что, когда молодые люди встречаются и общаются друг с другом, между ними могут завязаться сексуальные отношения – может удивиться только очень наивный человек. Однако существуют особенности нашей сексуальной и гендерной культуры. Россия пережила сексуальную революцию, но эта  революция осталась незавершенной. Либерализация сексуального поведения предполагает, например, систематическое сексуальное образование в школах, когда молодые люди получают медицинские, психологические, сексологические и иные знания о рисках, заболеваниях, контрацепции, интимной сфере в целом. В России такого образования нет, но несмотря на это молодежь сейчас довольно хорошо информирована. Но информацию она получает фрагментарную, далеко не всегда основанную на достоверных доказательных подходах. В этом смысле российская молодежь находится в иной ситуации по сравнению с усредненной европейской хорошо информированной молодежью. 

В разных обществах существуют разные представления о сексуальности, далеко не всегда есть консенсус по этому поводу.  Однако в нашем обществе нет не только консенсуса, но и широкой общественной дискуссии по этому поводу. Что такое сексуальность и секс – это  удовольствие, это самодостаточная сфера жизни, это сфера репродукции и брака, или сфера морали и жесткого регулирования? Или это медицинская проблема, проблема предохранения, снижения риска и вреда? Кто и как договаривается о контрацепции и о какой? Это обсуждается, разумеется, но зачастую на уровне достаточно поверхностного знания. Государственные службы держатся от этого в стороне под лозунгом того, что Россия – страна особенная, консервативная и высокоморальная. Более того, у нас не произошло современной феминистской революции, нет консенсуса по поводу того, эмансипированы женщины или нет. Та же конфигурация противоречий касается и мужчин – они агрессивные сексуальные агенты, они думают только о себе или они готовы к переговорам и заботе о партнерше и совместном удовольствии. Не вполне понятно, какой образец наиболее приемлемый и на какой ориентируется конкретный человек. Если такого образца нет, то «другие» мужчины, иностранцы могут казаться более привлекательными не только потому что они экзотизируются как представители другой культуры, но и потому каждый может увидеть в них некие правильные и хорошие черты, которых не хватает окружающим. 

Обратим внимание на то, какое интересное заявление сделала государственная чиновница. Фактически она сделала несколько заявлений сразу. Одно из них о том, что наши женщины высокоморальны и не должны вступать в сексуальные отношения с иностранцами. Второе заявление – о том, что после этого родятся дети, заботу о которых государство на себя не возьмет. Это довольно  архаичная советская риторика. Если партнеры не хотят детей, то, как правило, дети и не рождаются. Это в советское время, когда контрацепция была плохой и малодоступной, предполагалось, что секс всегда может привести к желательной или нежелательной беременности. Кроме того, беременная женщина могла остаться с одной стороны железного занавеса, а ее партнер с другой. Однако ситуация давно и существенно изменилась. Сейчас границы открыты, между людьми могут сложиться отношения, женщина может выйти замуж за своего партнера и уехать с ним в другую страну. Советская риторика обязательного рождения ребенка матерью одиночкой как неизбежного следствия сексуальных отношений  - это очень старый дискурс, который не соответствует современным практикам. Однако есть и третье заявление, вполне современной, которое сильно отличается от советского времени – государство не готово брать на себя обязанность по заботе о ребенке, – неолиберальный подход заключается в том, что мать позаботится о нем сама. И это на фоне продвижения политики повышения рождаемости. Такие множественные противоречия и привлекли внимание к данному заявление, соединившему советский, консервативно-морализаторский  и либеральный дискурсы. 

Государство не отказывается от вмешательства в частную жизнь граждан, но  его указания противоречивы – рожайте больше в любом случае, или рожайте только от правильных партнеров – российских граждан, или рожайте только в полных семьях. Или предохраняйтесь поменьше, а рожайте побольше. Однако люди живут достаточно свободной жизнью, выбирая то, что соответсвует их потребностям. И это ярко и отчетливо проявилось на ЧМ и так поразило сторонних наблюдателей. При этом риски свободной сексуальности остаются высокими, а многие проблемы (насилия, сексуальных преступлений и пр.) сохраняются.

В России много усилий прилагается для того, чтобы выстраивать консервативную идеологию, которая предполагает отличия от Запада: у них гомосексуальные браки, толерантность и права человека, эмансипация женщин, изменение образцов маскулинности в сторону более мягких и заботливых, у них допускаются разные образцы допустимого поведения, а мы – моральные, традиционные и не приемлем всего этого. Тогда необходимо жестко выстраивать символическую границу, поскольку физических границ наподобии железного занавеса уже не существует. И внезапно такое событие, как чемпионат, разрушает символические, моральные, эмоциональные, духовные, сексуальные границы. И возникает большой соблазн найти виновного – женщин, которые вступают в сексуальные отношения с иностранцами, потому что именно они отвечают за сексуальную чистоту нации и ее мораль, и именно они превращаются в тех «шлюх», которых начали обвинять защитники морали.

82
-9

Какой хороший ответ! Спасибо!

+2
Ответить

В скором времени уродливо созданные скрепы окончательно разойдутся по швам, архаизмы отправятся к праотцам, а независимость и свободы будут тут и там.
Подождем.

www.youtube.com/embed/6kpDHKmXQFA?wmode=opaque

+7
Ответить

Ничего не понятно.

-2
Ответить
Прокомментировать

Обсуждением сексуального поведения на ЧМ-2018 пестрит не только TQ, но и соцсети вообще, хотя все объяснения настолько на поверхности, что как-то даже неловко... 

В общем, в очередной раз займусь феерической расстановкой точек над"I", появляясь в конце номера в ослепительном белом костюме )) шутка, кто не понял...

С практическим отражением вопроса сам столкнулся во второй день ЧМ-2018 в НН, когда три хорвата за кружечкой пива под навесом в кафе, в числе прочего, возбуждённо спросили нас с товарищем что-то вроде "А чего это на нас девчонки так кидаются?..." ))

Для понимания всего, что происходит, надобно просто вспомнить, как работает человеческий мозг. Для него все наши поведенческие и мыслительные паттерны, относящиеся к современной цивилизации - это приобретения последних всего 200-300 лет. А до этого он тысячи лет жил по совершенно другим "понятиям", исходя из условий, которые ему диктовала жизнь в дикой и полудикой среде. Именно эти, "полудикие и дикие" паттерны в существенной степени и управляют поведением современного человека и по сей день - по крайней мере, в сфере сексуального поведения уж точно.

В общем, первое - девушки. 

Женское сексуальное поведение в основе своей стимулируется предполагаемым качеством  генетического материала, который может предложить потенциальный партнёр. Природа устроила так, что для получения здорового потомства необходимо "перекрёстное размножение" - то есть чем  генетический материал дальше от собственного, тем здоровее потомство. Это первое объяснение инстинктивной тяги к "иноплеменникам". 

Второе - чуть более рациональное: "иноплеменник", особенно "пришедший на твою территорию", бессознательно оценивается как успешный, сильный и богатый захватчик. 

Третье - сугубо рациональное: материальный и социальный статус иностранцев в странах вроде России традиционно оценивается как высокий, выше, чем у соплеменников. На всех девушек России не хватает не только олигархов, что подметил ещё Пелевин, но и банального среднего класса, который есть в Европе. И они - девушки - это прекрасно видят )

Теперь о реакции мужчин. Здесь тоже пройдём "от дикого к рациональному".

В любом человеческом социуме (и вообще сообществе любых приматов) женское население - гарант воспроизводства для этого социума: племени, этноса, нации, стаи. Поэтому мужская часть любого социума инстинктивно женщин в этом качестве защищает, а при вторжении на чужую территорию,  инстинктивно пытается женщинами овладеть )...

Что делают захватчики города на любой войне, ещё даже до начала массовых грабежей?  Правильно: насилуют местное женское население. Что делают деревенские пацаны с приехавшими в их деревню на дискотеку из другой деревни пацанами?... А зачем те туда приехали?... И так далее.

Вот эта бессознательная попытка защитить свой "женский фонд" - первая причина мужской истерики.

Вторая - более рациональная. Мужская часть населения - носитель социальной идеологии, поведение мужчин обусловлено "идейно" куда в большей степени, чем женское. "Спишь с иностранцем - предаёшь Родину" - это мужской стереотип, женщине он просто в голову не придёт. В огромном количестве ситуаций мужские понятия о чести и достоинстве служат сплочению и эффективности социума. Но переборы тоже случаются: как известно, не очко обычно губит, а к одиннадцати туз...)

Вот такие дела. Но это ещё не всё. 

В дополнение к женскому и мужскому архетипу над всей этой ситуацией высится ещё и отцовский архетип - государство. Девочки играют, мальчики возмущаются, а большой белый папа смотрит: кого и за что тут выпороть. 

Информационная истерика по этому вопросу не приобрела бы такого масштаба, не вмешайся в неё ещё и государственные интернет-тролли. Но когда государство берёт идеологический курс "У нас всё хорошо, и вообще: мы - родина слонов", оно не может спокойно смотреть на то, что дочери отчизны в массовом поряде устраивают свою личную жизнь в попытке от папы подальше свалить. Ну, и подливает в информпространство бензина в стиле "Мужики, а как ВЫ можете на это спокойно смотреть?!" А мужики-то и не знают...))

Преодолеть всю эту истерию можно, собственно, только в сугубо индивидуальном порядке: рационально оценивая происходящееи понимая, во власти каких мыслительных стереотипов и поведенческих механизмов находятся все участники процесса.

Олег Гертотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
15
-4

Олег, вот хорошо что вы не написали про «рептильный мозг» (понятие которого успешно используется также в сексологии; а на стадии формирования эмбриона дак вообще даже чешуя присутствует (с жабрами и хвостом)), - заклевали бы!
Вы ведь знаете что происходит с теми (ну с теми, другими). Вот-вот. А потому и дорога ваша хороша: и не окольная, и не прямая! - То что нужно, в нашем патренахальном обществе!

-1
Ответить
Прокомментировать

В самом факте такой сексуальной раскрепощенности ничего плохого нет, это вполне естественно, тем более на таких масштабных событиях. Только вот еще вчера у нас были скрепы и высокая духовность, про которые трещали из каждого утюга. И тут пришел чемпионат мира. Девушки просто оказались крайними из-за того, что в головах наших людей случился жесточайший когнитивный диссонанс по поводу иностранцев и такого масштабного события, которое проходило даже в провинции. А когда подобное случается, внутри нашего человека начинается борьба между тем, что ему вдалбливают и тем, что он видит своими глазами. И борьба эта заканчивается только тогда, когда находится объект, на который можно переложить всю вину за свои внутренние переживания и мучения. Только тогда наступает подобие катарсиса.

5
0
Прокомментировать

Ну всё просто.
      Не думаю, что молодые люди, у которых есть сексуальные отношения, вообще как-то реагируют на поведение фанаток.
У "Самцов", которых их нет, возникает сразу триггеред: "Как так, каким-то иностранцам дают, а мне нет." Вот и "возникают".
   А со стороны женщин.. либо ханжество, либо зависть "Как так, моя подруга уехала в Европу с новым парнем, а ко мне так и никто не подкатил"

10
-8
Прокомментировать

По поводу "распущенности" российских фанаток можно услышать много различных мнений. Однако, все они сводятся, как правило, к двум основным позициям. Либо девушек осуждают, либо делают вид что никакого особенно сексуально вызывающего поведения с их стороны нет. Есть и третье мнение - циничное. Его довольно нагло сформулировал один из постоянных авторов нашего журнала, эмигрант Сергей Чайкин. Сразу скажу, что я с ним не согласен, так что не стоит кидать гнилые помидоры именно в меня. Но думаю ознакомиться с его беспардонной позицией многим будет интересно https://zen.yandex.ru/media/id/5a2de4337425f5b3d101a3c1/blog-daunshifteracinika-4-iiulia-2018-5b3e03465490cb00a8606233

Николай Сосновотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-4
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью