Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие бывают неденежные способы мотивации сотрудников?

ПсихологияБизнес и менеджмент+2
Mikhail Gorozhanin
  · 18,4 K
Эксперт по систематизации бизнеса. Практик, опыт 30 лет!  · 10 сент 2021  · re-shenie.ru
Главное, чтобы неденежная мотивация формировалась системно. Реализовывалась комплексно и последовательно.
А способов множество, вот некоторые:
  • Соревновательный эффект – был и остается мощнейшим инструментом нематериальной мотивации. Как применить? Начните измерять результативность сотрудников по важным для компании результатам. Составьте рейтинг и опубликуйте его на видимом для всех месте. Регулярно обновляйте данные. Обеспечьте справедливый подсчет. Вы увидите, что результативность по этим показателям начнет расти высокими темпами.
Вот пример из моей практики. Будучи руководителем дистрибьюторской компании, я выбрал среди торговых представителей максимальный показатель за неделю за всю историю продаж. Он был достигнут 8 месяцев назад. Взял лист бумаги, сложил его домиком и написал на нем жирным маркером этот рекорд и фамилию торгового представителя. Поставил на самое видное место в офисе, не говоря ни слова. Через достаточно короткое время уже весь офис знал, что это такое. Как думаете, рекорд долго продержался? Ровно через неделю, мой листок был выброшен в мусорную корзину, а на его место другой торговый представитель водрузил лист со своей фамилией и новым рекордом. Который впрочем, простоял всего две недели и был опять побит.
  • Традиции, ценности. Семейные династии, мощная идеология, вера в свое дело. Причастность к чему-то большему, чем просто работа. Желание быть частью великих достижений всегда мотивирует. Как применить? Создайте мощную корпоративную культуру. Внедрите в компанию миссию и ценности. Создайте коллектив настоящих единомышленников. Настоящую команду! Проводите стратегические собрания. Доводите до персонала цели компании. Важность каждого отдела и сотрудника в их достижении. Очень эффективны выездные конференции. Почему важно всех «зарядить» единой целью? Посмотрите как быстро растут некоторые стартапы на старте. Почему? Вначале, все участники «больны» одной новаторской идеей. Они воодушевлены. Действуют как единый организм. Готовы свернуть горы. Порой не знают как, но они знают куда. А с ростом компании приходят люди, чтобы просто заработать деньги. И развитие приостанавливается.
  • Доска почета, лучший работник отрасли, грамоты, памятные подарки. Как применить? Доска почета актуальна и сегодня. Можно повесить ее в холле компании. Можно сделать электронный вариант и разместить на сайте или в CRM. Вариантов много. И хотя анекдот про «Неоднократно отмечен доской почета!» не забыт, эта мотивация работает! Всем приятно видеть свое фото и имя в числе лучших. Кем гордится предприятие.
  • Публичная похвала, признание руководством. Устно, в рассылке по электронной почте и т.д. Мощнейший мотиватор. Часто востребованнее денег. Хорошо сюда вписывается принцип руководителя - хвалить при всех, критиковать наедине (и не человека, а поступки, результаты). Важно не переусердствовать, не заискивать, не перехваливать. Хвалить за конкретные результаты, за "трудовые подвиги" и так далее. Соблюдать объективность и справедливость ко всем.
  • Грамоты, почетные значки, вымпелы - работают эффективно. Смысл здесь не в самой грамоте, а в том, чтобы информация о лучших сотрудниках и их достижениях была максимально открыта и доведена до всего коллектива компании.
  • Полуматериальная мотивация. Почему полуматериальная? Потому что, сотрудники получают конкретные блага, порой достаточно высокой стоимости. Как применить? Турпутевки, ДМС, дополнительные дни к отпуску, сокращенный рабочий день, корпоратив с розыгрышем ценных призов (некоторые компании разыгрывают автомобили), выезд на природу, оплаченный фитнес, арендованный спортзал для футбола и так далее. Всё это работало и работает сегодня.
  • Обучение. Курсы повышения квалификации. Система наставничества. Система разрядов. Как применить? Внутрикорпоративное обучение актуально всегда. Но, на мой взгляд, эффективно, только при наличии сильной внутрикорпоративной культуры. Перед тем, как вкладывать средства в тренинги персонала, сначала создайте команду единомышленников, разделяющих единые ценности. Как говорится, чтобы «глаза горели». Платите за результаты (KPI). Снизьте текучку. И после этого, смело вкладывайте деньги в развитие новых навыков и компетенций персонала. Только когда ученик готов, должен прийти учитель. Вводите систему наставничества. Это очень мощный инструмент решить две задачи. Выделить среди персонала самых опытных и заслуживших уважение не только за профессиональные качества, но и за человеческие. И вырастить новое поколение опытных сотрудников. К сожалению из моего опыта, более половины компаний это не используют. Хотя это так просто. Введите грейдирование. Поставьте на рельсы желание персонала постоянно развиваться. Стремиться повысить уровень грейда. А к нему надбавку к окладу и гордость. Сотрудник чувствует карьерный рост, оставаясь на одной должности.
  • Новаторство. Премии рационализаторам производства. Награждение почетными грамотами и ценными призами. Как применить? Простимулируйте сотрудников делиться своими идеями для развития бизнеса. Для этого можно повесить в офисе почтовый ящик. Можно выделить специальный адрес электронной почты. Принимайте предложения с подписью и инкогнито. Обязательно регулярно, например раз в месяц, подводите итоги. Сообщайте всем сотрудникам какие предложения поступили. Какие из них приняты в работу. Какие результаты. Поощрите лучшие предложения. Если удалось получить высокий экономический эффект, наградите сотрудника существенной премией. Но самое главное, регулярные итоги. И действия. Если люди перестанут верить, что их идеи нужны руководству, повторно запустить систему рацпредложений будет очень сложно.
PS. Надо всегда помнить и понимать, что мотивация сотрудников - это совокупность денежной и нематериальной мотиваций. Работает эффективно, если реализуется не фрагментарно, а комплексно. Основываясь на фундаменте из миссии, ценностей, целей и стратегии организации.
Если был полезен, голосуйте лайком!
Всем успехов!
Помощь в масштабировании и систематизации бизнеса!Перейти на re-shenie.ru/shvedov-aleksandr
Делаем автоматизацию бизнеса легкой и прибыльной. Объединяю бизнес-процессы, маркетинг и...  · 31 мар 2021  · snake.tools

Массовые расстрелы.
А если серьёзно, то в соответвии с пирамидой Маслоу - от обеспечения безопасности до возможности самореализации. Люди должны чуствовать смысл жизни в своей работе, ощущать причастность и будущее. И это легко создать и выгодней, чем полная оплата труда.

18+ контент

Мы посчитали, что не все хотят видеть подобный контент в ленте, но вам виднее.
Ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-Логист. Аудит...  · 8 янв 2022  · lobanov-logist.ru
Чаще всего для повышения эффективности работы сотрудников менеджеры применяют следующие способы мотивации: • премии; • устная благодарность; • записи о достижениях в личном деле сотрудника; • подарочные сертификаты; • дополнительное обучение за счет работодателя для получения более высокооплачиваемой должности; • звание «Лучший работник месяца»; • направление на... Читать далее
С уважением, Николай Лобанов ведущий эксперт по логистике моб.+7-916-5972912Перейти на lobanov-logist.ru
Психолингвистика, междисциплинарные исследования, экология, социальные инновации  · 23 сент 2015
Корпоративная культура, построенная на взаимоуважении и желании вкладывать ресурсы в кадры. Все декларируют обучение, но на практике сталкиваешься только с набором инструкций, которые нужно заучить. Подлинное образование выглядит примерно как у Заппос, где если тебя приняли на работу, увидев твой потенциал, то если ты не справляешься, то тебя направляют на курс - не увол... Читать далее
A personal assistant  · 20 окт 2016
Мотивация без денег это: - открытость и человечность руководства, восприятия сотрудников как людей, а не как функций. умение войти в положение работника и пойти ему навстречу в случае сложных жизненных ситуаций (онкологическое заболевание, смерть родственника и прочее), - сплоченный коллектив (думаю,что это актуально для небольших компаний) , отсутствие интриг, обид,  бю... Читать далее
Сооснователь агентства Digital маркетинга "ADWAI". Буду рад новым читателям  · 16 окт 2019

Неденежных способов мотивации персонала множество: от банальной похвалы перед всеми сотрудниками, до повышения в должности. 

Если интересно, вот тут недавно как раз писал статью про систему мотивации персонала: https://www.adwai.digital/blog/sistema_motivacii_truda_personala

Human Resources professional  · 22 окт 2016
Результаты одного масштабного исследования показали, что сотрудника вовлеченного и лояльного компании на уровне нематериальных ценностей можно переманить на другую работу с прибавкой от 20% и выше. А сотрудника, не вовлеченного, того кому морально тяжело работать в компании, с легкостью можно переманить безо всякой прибавки и даже на меньшую з/п. И из личного опыта. Я... Читать далее
Работал в компании два года, где очень была распространена  корпоративная культура неденежного способа мотивации. Просуществовала контора 5 лет и потом распалась. Все разбежались, а ушлые разбежались с клиентами. Все неденежные способы мотивации все равно упираются в деньги. Прямо или косвенно. Тот же подарок предприятие все равно покупает. Карьерный рост ведет к росту... Читать далее
Программист (c/c++, Assembler, Java, OpenGL), научный сотрудник АО "НПП "Квант"...  · 20 окт 2016
Для меня, при трудоустройстве на одну работу, ключевыми факторами были наличие гибкого графика и возможность выполнения части работы вне офиса. Я думаю, это может быть мотивацией для многих граждан, потому что, во-первых, для многих людей, жесткий график неприемлем, во-вторых, есть люди, которые (так же, как и я) считают, что оплачиваться должен объем выполненной... Читать далее
Певец, автор песен, радио и телеведущий, лидер группы «Пилигрим», музыкальный продюсер...  · 19 окт 2016
Таких способов огромное количество. Начиная от подарков и заканчивая просто похвалой. Иногда бывает так, что доброе слово, сказанное даже не на глазах у всех, а наедине, уже становится приятным мотиватором. А еще есть ценные и не очень подарки, путевки, и т. д. Или, например у меня есть Роллс-Ройс, и когда у кто-то из сотрудников женится, я обязательно даю ему на... Читать далее