Andrey Savchenko
август 2016.
5460

Кто и когда объявил именно европейские ценности общечеловеческими? Почему не взяли за основу китайскую или индийскую культуру?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
33
5 ответов
Поделиться

Европейцы объявили об этом в районе 1789 года, когда произошла Великая французская революция. В это время была сформулирована основная политическая идея современного мира: человек в состоянии определять собственную жизнь по своему усмотрению; если вам не нравится общество, в котором вы живете, вы можете придумывать аргументы о возможности лучшего мира и менять его. Общечеловеческие ценности, стоящие за этой идеей, и появляющиеся в ту же эпоху, отличались минимализмом: человек имеет право на жизнь, право на свободу, включая свободное выражение своих мыслей. Особого противоречия с китайскими или индийскими интеллектуальными традициями здесь еще, как можно видеть, не возникает.

К тому моменту Европа в силу ряда факторов распространила свое политическое влияние на весь мир. Среди этих факторов развитие науки, оказавшейся тесно связанной с практикой и изобретениями (например, книгопечатание после Гутенберга стало выгодным бизнесом), влияние христианских политических и социальных институтов, включая Реформацию и религиозные войны, становление права частной собственности, развитие парламентского представительства (особенно в Англии), первая версия глобализации и становление сети глобальной торговли, контролирующейся европейцами. Чтобы эффективно противостоять европейцам, правителям других регионов мира приходилось заимствовать технологии, инженеров, реформировать армию и систему управления по западному образцу, - что вело к дальнейшему распространению западных ценностей. Кстати, противостоять растущему влиянию Европы не смог практически никто кроме российского реформатора Петра Великого, отбросившего одну из крупных европейских империй своего времени - Швецию.

Китайская культура имела шансы на глобальную экспансию в начале XV века: за шестьдесят лет до португальских каравелл в Индийском океане появились грозные эскадры китайского адмирала Чжен Хэ. Но в итоге программа океанского флота в Китае была свернута - видимо, в результате дворцовых интриг. Китайцы на многие века потеряли интерес к «варварам» и считали свою культуру самодостаточной. Индия же много веков была гигантской цивилизацией с индуистской и мусульманской культурой, центром мировой промышленности, в частности текстильной, и торговли. Но как раз в тот момент, когда на субконтиненте появились первые европейские торговцы и военные, Индия переживала эпоху кровавого внутреннего конфликта и была очень слаба.

Могли ли китайцы или индусы создать глобальную цивилизацию? Могли ли эти культуры выработать собственные общечеловеческие ценности, убедительные для людей по всему миру? Возможны ли принципиально другие общечеловеческие ценности? Это, пожалуй, вопрос к авторам хорошей научной фантастики в жанре альтернативной истории. Но на последний вопрос я бы все же отвечал отрицательно.

Стоит отметить, что утверждение об общечеловеческом характере европейских ценностей является спорным, и большинство стран мира в настоящее время с такой формулировкой, конечно, не согласится.

Очевидно, что объявить европейские ценности универсальными могли только их непосредственные носители - то есть сами европейцы. Формироваться подобная логика начинает в эпоху Великих географических открытий, период активной экспансии европейской цивилизации. Объявление собственных ценностей общечеловеческими служило обоснованием политики метрополий в отношении коренного населения их колониальных владений.

В то же время начинает складываться и дискуссия по данному вопросу. Примером могут служить известные богословские дебаты, проводившиеся в испанском Вальядолиде (La Junta de Valladolid) в 1550-1551 гг., которые были посвящены вопросу правомерности вмешательства испанского государства в процессы внутреннего развития территорий Нового Света.

Важно заметить, что смысловое наполнение словосочетания "европейские ценности" претерпевало изменения в течении времени. Распространение христианства и более общая цивилизационная миссия в колониальный период, защита прав человека и демократизация начиная с середины 20-го века (Подробнее см. Иммануил Валлерстайн "Европейский универсализм: риторика власти").

Вторую же часть Вашего вопроса следует рассматривать в более широком контексте цивилизационного развития. Европейцы преуспели в распространении своих ценностей потому, что обладали целым рядом преимуществ в других сферах жизнедеятельности. Эволюционный биолог Джаред Даймонд описал эти преимущества формулой "ружья, микробы и сталь", а историк Ниал Фергюсон дополнил ее собственными переменными (конкуренция, общество потребления, трудовая этика). Китай и Индия свои возможности в данном отношении упустили, несмотря на историческую фору.

Сошлюсь на книгу Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (1996) и мой краткий конспект этой книги: medium.com

Можно говорить, что европейские ценности были навязаны миру как «универсальные» лишь в период с XV по середину XX века. До этого периода мир был многополярным, и начиная с середины XX века он вновь стал становиться всё более и более многополярным, мы являемся живыми свидетелями этого становления.

Хантингон утверждает, что мир состоит из разных цивилизаций. Каждая цивилизация характеризуется своими особым набором признаков, отличающих её от другой цивилизации, прежде всего это: язык, обычаи, история, религия, социальные институты. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями и не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами.

Всего насчитывают 15 важнейших цивилизаций, из которых 7 уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центрально-американская, андская), а 8 продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская, западная, латиноамериканская, африканская и русская).

До XV века взаимодействие между цивилизациями носит случайный и фрагментарный характер. Идеи и технологии передаются из одной цивилизации в другую, но зачастую для этого требуются столетия. Связь и коммерческие взаимоотношения затруднялись расстояниями, которые разделяли цивилизации, и ограниченным количеством транспортных средств, способных пересечь эти расстояния. В то время как в Средиземном море и Индийском океане еще велась какая-то торговля, пересекающие степь лошади, караваны и речной флот были единственным средством передвижения, с помощью которого цивилизации были связаны вместе и поддерживали контакты друг с другом.

Однако между XI и XIII столетиями европейская культура начала бурно развиваться, чему способствовало систематическое усвоение подходящих достижений более развитых цивилизаций — исламской и византийской, а также адаптация этого наследия в особые условия и интересы Запада. А начиная с XV века начинается агрессивная экспансия западной цивилизации. Случайные и непродолжительные контакты между цивилизациями на 400 лет уступили место непрерывному и однонаправленному воздействию Запада на все остальные цивилизации и подчинение их.

Непосредственной причиной экспансии Запада была технология: изобретение средств океанской навигации для достижения далеких стран и развитие военного потенциала для покорения их народов. Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но скорее превосходством в применении организованного насилия.

Были полностью уничтожены андская и мезоамериканская цивилизации, а все остальные (кроме японской и русской) превращены в колонии. В 1800 году европейцы контролировали 35% поверхности суши, а в 1914 уже 84%.

В этот период «цивилизация» как термин стала означать одну западную цивилизацию. Все остальные цивилизации стали считаться просто варварами или дикарями. Соответственно и европейские культура, и ценности, стали считаться общечеловеческими.

В XX веке в Россию, а затем в Китай пришла идеология марксизма, которая была предложена миру как альтернатива либеральной идеологии запада. А после Второй Мировой войны наступила эпоха «холодной войны», и мир разделился на три части. Группа капиталистических стран во главе с США противостояла идеологически, экономически и военным способом группе коммунистических стран, ведомых СССР. Этот конфликт в значительной степени проявлялся за пределами двух лагерей — в «третьем мире», который состоял зачастую из бедных, политически нестабильных стран, которые лишь недавно обрели независимость от Запада.

Таким образом, в XX веке взаимоотношения между цивилизациями перешли от фазы, характеризующейся однонаправленным влиянием одной цивилизации на все остальные, к этапу интенсивных, непрерывных и разнонаправленных взаимоотношений между всеми цивилизациями. Завершилась «экспансия Запада» и началось «восстание против Запада». Неравномерно, с паузами и «отыгрываниями», могущество Запада стало ослабевать по сравнению с влиянием других цивилизаций. Уже не являясь просто объектами создаваемой Западом истории, не-западные общества быстро становились движущими силами и создателями как своей собственной, так и западной истории.

Глобальная политическая география, таким образом, изменилась: вместо одного мира в 1920 году на карте появилось три мира в 1960-м и более чем полдесятка миров в 1990-х. Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества.

Максим Каракуловотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Показать ещё 2 ответа
Ответить