Саша Гриценко
сентябрь 2015.
4208

Что такое «личность»?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
8
8 ответов
Поделиться

Личность в философии - это понятие, которое в русском языке, как правило, описывает не просто человека самого по себе, а человека в качестве самостоятельного, критически мыслящего и включённого в культуру субъекта, способного к осознанной, разумной, самостоятельной деятельности.

Главным источником, описывающем значение понятия "личность" в отечественной психологической традиции (тесно связанной с отечественной же философией), являются работы А. Н. Леонтьева, который разделял понятия "индивида" как отдельного человека во всей его индивидуальности и "личности" как более сложного образования, отражающего то небиологическое (сформированное в процессе жизни в обществе), что есть в человеке.

Обратимся для иллюстрации этого тезиса к тексту самого Леонтьева:

"...различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но она представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипичеси: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека".

10
0

а  что  заставило  вас  заняться  эзотерикой и изучением  религий?

0
Ответить
Прокомментировать

В живом существе может быть два начала: всё то, что обусловлено какими-то причинами, будь то биологические, физические, социальные, даже психологические, и то, что ничем не обусловлено, но при этом является источником каких-то действий. Вот это второе начало и есть личность. То есть личность - это свобода. Не совокупность реакций на стимулы, что характерно даже для камней, а именно такое проактивное, необусловленное начало. Оно может проявляться часто или не очень, и на основании этого мы можем говорить о развитости личностного начала у человека или животных.

4
0

Если необусловленное начало как-то проявляется, значит оно существует в связях с обусловленными элементами? Если оно существует в связях, значит оно обусловлено? Если постулировать необусловленное, то придётся его признать трансцендентным, никак не влияющим на причинно-следственный процесс.

0
Ответить

Если оно существует в связях, значит оно обусловлено?

Как сделан такой вывод?

трансцендентным, никак не влияющим на причинно-следственный процесс.

Почему такое отождествление?

0
Ответить
Ещё 14 комментариев

Как вы предлагаете обнаружить обусловленное, узнать об этом, если оно не взаимодействует ни с чем?

0
Ответить

необусловленное

0
Ответить

Необусловленное само может быт условием или даже действующей причиной, оставаясь при этом по-прежнему необусловленным.

0
Ответить

Можете привести пример?

0
Ответить

Автор и мир его произведения.

0
Ответить

Разве они не трансцендентны друг другу?

0
Ответить

Я как раз привёл по вашей просьбе пример, как трансцендентное может влияет, само не будучи под влиянием.

0
Ответить

Автор не может влиять на мир произведения. Автор влияет на составные части произведения, пока оно ещё не готово и не отделено от него. Пока он влияет, можно легко найти связи, причины движения частей, пуповину зародыша произведения. А когда автор признал законченную отдельную сущность произведения, когда оно родилось, с этого момента они трансцендентны, и автор никак не влияет.

0
Ответить

Вы, видимо, как-то по-своему понимаете слово "трансцендентный". В обычном смысле автор изначально трансцендентен миру произведения. И влиять он на него может всегда: завершённость - это чистая условность, о чём ярко свидетельствует, напр., сериальность большинства современных художественных миров.

0
Ответить

Я понимаю слово трансцендентный как не находящийся в состоянии проявленных причинно-следственных связей. Автор в процессе творчества создаваемому миру имманентен, потому что мы можем проследить причинно следственные связи: вот тут он нажимает на вот эти клавиши или пишет, или рисует это, потом это, потом другое и т.д. Когда мир создан, тогда больше никаких связей между произведением и автором нет, мы даже не можем доказать, что этот автор создал это произведение. То есть, они стали трансцендентны.

Сериальность не отменяет завершённость. Во-первых, каждая серия — это отдельное произведение. Если серия представлена, как готовая, её уже не перепишешь. Во-вторых, весь сериал тоже предполагает какую-то целостность. Если переписать какую-то старую серию, изменится весь сериал, так как причинно-следственные связи другие будут. Сериал, закончившийся на старой серии, и тот же сериал, дополненный новой серией — это два разных завершённых произведения.

0
Ответить

Нет, трансцендентность - это буквально "извнеположенность". Трансцендентная сущность находится вне системы каких-то отношений, но может на неё воздействовать.

Завершённость - это воля автора. Захотел - посчитал завершённым, захотел - передумал.

0
Ответить

Разве воздействие не входит в систему отношений? Чем тогда оно отличается?

0
Ответить

Воздействие входит, а его источник нет.

0
Ответить

Воздействие — это проявление причинно-следственной связи между источником и приёмником.

0
Ответить

то, что ничем не обусловлено, но при этом является источником каких-то действий.

интересно, что бы это могло быть? что-то что НИЧЕМ не обусловлено...

0
Ответить

Рекомендую "Монадологию" Лейбница.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

зачем так сложно?

проще говоря нематериальный дух волит как хочет и плюет на условности?)

0
Ответить
Прокомментировать

Нечто, замечающее себя. Набор ролей и коллекция опыта. Имя, фамилия. Тело с восприятием физической реальности, к которому всё вышеперечисленное относится, и которое замечается этим "нечто" как своё. Воображение, дающее способность понимать, что хочешь и как хочешь, а также творить мифы, имеющие спрос у других организмов с "личностью". А вот и отсылка внутри определения к самому определяемому понятию. Но без общества личности нет. 

0
0
Прокомментировать

Личность- это твои ценности , убеждения и характер . По сути , это всё то , что делает тебя тобой , как внешне , так и внутренне . Она формируется ещё до школьного возраста в основном. Однако с течением времени и сознательных усилий она может меняться . В библии призывается Эфесянам 4:22-24:" отложить старую личность , которая со образуется с прежним образом жизни и развращается своими обманчивыми желаниями , а обновиться силой , побуждающей ваш разум , и облечься в новую личность , сотворенную по воле Бога в истинной праведности и преданности ".

0
0
Прокомментировать

Мне кажется, личность это защита разума в нашем мире, она отвечает за реакцию на внешние раздражители, формирует способы взаимодействия тела со средой. Она складывается из жизненного опыта, своего и приобретённого, черт характера, выработанных в общении с окружающими. Разум сам по себе инертен, его задача получать и перерабатывать информацию, но как практически непосредственно её использовать, определяет личность. Если посмотреть дальше, после смерти тела разум перестанет нуждаться в личности, не будет уже зависеть от мира и обретёт самостоятельность. Скорее всего личность, основанная на жизни земной, будет ему мешать раскрыть полностью свой  потенциал, служить своеобразными цепями, привязывающими разум к земной жизни... дальше фантазировать не буду.

ХХХ УУУотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-5
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить