Генри Форд не только выиграл конкуренцию (хотя, как и все остальные победы на рынке, она была временной), - он совершил революцию в производстве, организации труда, взаимоотношений с сотрудниками, маркетинге и продажах.
Изобретение конвейера - лишь одно из 161 его изобретений и оно одно само по себе ничего бы не дало его компании. Он был не просто изобретателем, он был человеком, не принимавшим никаких догм и традиций на веру, всегда ставившим вопрос "Зачем?" прежде, чем что-то делать и делать так, а не иначе. Он был человеком, умевшим видеть на сотни лет вперед, а осознавая возможное будущее, строить его и претворять в жизнь здесь и сейчас, не обращая внимания на сопротивление среды.
Одна из главных его идей - капитализм благосостояния, философия предпринимательства, которая даже сегодня, через 100 с лишним лет является основой уклада жизни лишь в самых прогрессивных странах, а для стран третьего мира видится как утопия или глупая фантазия. Идея синергетического взаимовыгодного сотрудничества, когда работодатель и сотрудник не воюют друг против друга, а делают все, что в их силах, чтобы помочь друг другу жить лучше, привела его к решению, которое всколыхнуло всю индустрию: увеличить зарплату ВСЕХ сотрудников вдвое.
Пока его конкуренты ахали, охали и матерились, к нему на завод пришли лучшие инженеры, строители, слесари и даже дворники Детройта. Пришли и остались навсегда, ощутившие ту верность и заботу, которую к ним проявлял и испытывал Генри Форд.
Он ввел в практику участие сотрудников, следовавших корпоративным стандартам (даже не лучших, а просто хороших), в распределении прибыли компании, наравне с собой и другими владельцами.
И, разумеется, он был одним из первых предпринимателей в мире, сменивших парадигму "покупатель будет покупать то, что я продаю" на "хочу понять, чего хочет мой клиент, и сделать это для него", - это перевело автомобиль из средства роскоши в необходимый предмет собственности любого простого человека, увеличив его потенциальную клиентскую базу в сотни тысяч раз прямо в момент принятия этого решения.
Так что не столько конвейер, сколько смелость и открытость новым идеям сделали Генри Форда революционером как автопрома в частности, так и предпринимательтства в целом.