Куда смываются смыслы во время просветления ?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

В буддизме считается, что каждое существо по природе уже будда. Но у существ в сансаре природа будды скрыта за иллюзорными представлениями. Их цель — раскрыть прямое видение реальности как она есть, без искажений. Мышление в буддизме представляется как процесс перебора мгновенных состояний ума. Ум состоит из множества дхарм. Дхармы бывают загрязняемые (омрачённые) и чистые (неомрачённые). Дхармы — это структурные элементы, составляющие мгновенное состояние ума, как разноцветные пиксели составляют мгновенный кадр на экране монитора. Можно представить ум в виде растения-репейника, которое отращивает какие-то крючки. Крючки — это загрязняемые дхармы ума. Пока их нет, ум пребывает в нирване, растение спокойно свободно растёт. Как только выросли крючки-колючки, они прицепляются к материальным вещам, эти вещи тащат растение в сансару. Если до этого растение не участвовало в причинно-следственных процессах, то теперь, прицепившись, вынуждено существовать в причинно-следственном процессе. Например, если ум-колючка прицепился к какому-то пробегавшему мимо животному, то вероятно окажется в норе этого животного. Просветление — это отказ от всех привязанностей ума. Растение как бы отбрасывает все крючки. Ум теперь состоит только из чистых дхарм и не участвует в причинно-следственных процессах.

Почему в буддизме и особенно в дзен часто указывается на условность слов, текстов, концепций? Все слова, тексты, или даже ещё шире — вся дхарма, существуют внутри причинно-следственного процесса. У слова есть причина и слово порождает следствие. Это задача слова — описать причинно-следственные отношения. Поэтому слова никак не помогают выйти за пределы сансары. Они могут только приблизить к реальности, но не могут в полной мере раскрыть реальность. Мы можем попробовать с помощью одних крючков оторвать другие крючки, но что нам потом делать с новыми крючками? Поэтому в буддизме практикуется мышление без слов. Есть два основных вида медитации — шаматха и випашьяна. Шаматха — это однонаправленное сосредоточение, тренировка ума концентрироваться на одной точке. Випашьяна — это проникновение в суть вещей, тренировка бесстрастного видения реальности такой, какая она есть. В процессе такого мышления слова не нужны. Не нужны разные смыслы слов. В этом процессе ум наблюдает собственное движение, наблюдает возникающие источники волнения и старается нейтрализовать их, отказаться от привязанности к ним. Ум таким образом изменяет свою структуру, чтобы стать невосприимчивым к различению отдельных смыслов и пребывать в цельной реальности.

15
0
Прокомментировать

В дзен-буддизме - никуда не смываются. И никак не меняются, к слову.
Вопрос ваш более-менее годится для индийской культуры.
Там - да просветленными называют как неких мастеров, который достигли какого-то высокого уровня, например, в йоге или том же буддизме, так и тех людей, которые в нашей культуре раньше именовались юродивыми (ну а сейчас их называют городскими сумасшедшими).
Вот у этих вторых просветленных-котрые-юродивые смыслы смысвет в неведомую даль.

1
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью