Верно ли выражение «эмпирический опыт» или само слово «опыт» подразумевает его эмпирическое происхождение?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Технически, "эмпирический опыт" является тавтологией, поскольку само слово "эмпирический" происходит от греческого слова ἐμπειρία со значением "опыт". То есть получается "опытный опыт". 

Однако не всё так просто. Дело в том, что у слова "эмпирический" есть достаточно тесная привязка не просто к опыту, а конкретно к опыту, получаемому от органов чувств, и даже хуже - в греческом языке у этого слова есть оттенок эдакого житейского опыта, сноровки, которая противопоставлялась доказательному рациональному "знанию".

В начале Нового времени произошла своего рода философская революция, содержание которой состояло в том, что этот негативно оцениваемый "обыденный опыт" стал рассматриваться как источник знания, при некоторых условиях более достоверный, чем чисто интеллектуальная спекуляция. Так появилось направление в философии, называемое эмпиризмом.

Получается, что слово "эмпирический" не совсем тождественно по смыслу слову "опыт" в русском языке. Раз так, словосочетание "эмпирический опыт", всё же, допустимо. Например, оно может использоваться в значении "чувственный опыт", "практический опыт" (а ведь опыт может получаться и, например, в результате самоанализа, интроспекции - это тоже будет определённый опыт, но уже не чувственный).

Например, петербуржский философ В. Ф. Юлов в своих работах использует термин "эмпирический опыт", имея в виду именно "чувственный опыт" (который Юлов нзывает "внешним опытом", т.е. опытом постижения внешней реальности, в противоположность "внутреннему опыту"):

Окружающий мир человек усваивает через преодоление его чуждости. Эту познавательную роль выполняет внешний или эмпирический опыт. ... Опыт постижения внешней реальности и самого себя строится на взаимосвязи сенсорной чувственности и интеллекта. Такой союз реализуется в основной единице эмпирического опыта — образе или паттерне.

С другой стороны, М. А. Харунжева в кандидатской диссертации "Эмпирический опыт и его место в познавательной деятельности" разделяет "эмпирический опыт" и "опыт мыслительной деятельности": 

"Анализируя опыт с точки зрения гносеологии, следует отметить многогранность его проявлений. Если взять познавательный опыт в его самом широком плане, то в нем можно выделить два основных вида: эмпирический опыт и опыт мыслительной деятельности.  Современные исследователи (Ф. Р. Анкерсмит и др.) указывают на возможность расширения зоны действия опыта на мыслительные формы. Они могут проявляться в способах работы с текстами, формировании собственного, личного стиля мыследеятельности, и все это не является содержанием теоретического мышления".

Вывод такой: использовать соответствующий термин, в принципе, можно, но лучше им не злоупотреблять. Если Вы его используете, оговаривайте, какой смысл Вы в него вкладываете. Если встречаете его у кого-то другого, проверяйте, какое определение даёт данному термину автор.

10
Прокомментировать
Ответить