Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Прочитал «Алису в стране чудес» и обнаружил постмодернисткие особенности. Можно ли отнести Кэрролла к постмодернистам?

ФилософияЛитература+2
Андрей Емашев
  · 550
Студент магистратуры Creative Writing, начинающий писатель, бывший юрист. Эксперт в...  · 18 дек 2018  ·
bookngrill

Слушайте, ну с этой точки зрения постмодернизм можно вообще где угодно найти от "Жизни и мнений" Тристрама Шенди до "Декамерона" и "Гаргантюа и Пантагрюэля". 

Понятно, что ирония и литературные аллюзии -- инструменты, для постмодернизма характерные, вот только он сводится не только к ним.

Постмодернизм -- литературное течение, которое возникло после Второй мировой на волне радикального сомнения. Логика простая: если все достижения культуры, которые накопило человечество, привели к таким катастрофическим результатам, как мы можем создавать культуру? Как вообще можно создавать новый текст, если текст, по сути, некое изложение событий, которое навязывает читателю определенный взгляд на них? (текст как средство осуществления власти и навязывания власти -- ключевая тема в творчестве Сорокина, постмодерниста).

Поэтому постмодернизм во многом построен на коллажировании, на совмещении несовместимого, бессюжетности, перформативности -- актуальные для послевоенного мира художественные средства. Они использовались и раньше, но очень спорадически и системного характера такое использование не носило. 

Если сравнивать, то "Алиса" -- типично модернистское произведение. У нас есть персонаж, который погружается в иной мир, во многом построенный на сознательном (или подсознательном) использовании Кэрролом психоаналитических теорий. (над этом еще посмеялся Сапковский в "Золотом полдне"). Всю книгу нас сопровождает точка зрения Алисы, и неважно, сама она создала этот мир своим воображением или лишь наблюдает что-то созданное автором -- ее путешествие по этому миру линейно, у книги есть четко выстроенный сюжет. У нас хоть и создается впечатление некоторой кукольности всех этих "королев червей" и Шалтаев Болтаев, но нитки в руках кукловода нам никогда не показывают и нам никогда не приходится воспринимать текст "Алисы" как игру.

Можно ли сказать, что постмодернизм это «великое сомнения и скепсис» ко всему что ценится или осуждается?