Во-первых, стоит уточнить, что государства с наименованием "Русь" юридически никогда не существовало, а использование его в титулатуре государей было довольно неконкретным. Русь, как географическое определение, присутствует в том числе в названиях территорий, которые никогда не относились к московскому государству. Пряшевская Русь, например, в Словакии. Полагаю, в данном случае вы подразумеваете ту Русь, о которой рассказывают в школьных учебниках (владения Рюриковичей, а потом Романовых) без детализации географии в период до XVIII века.
Во-вторых, на нашей Руси все-таки существовали другие виды и жанры, например миниатюра, в том числе светская. А в середине XVI века появляются парсуны, которые с некоторой натяжкой можно определить как официальные парадные изображения правителей и бояр. Любопытно, что это явление возникло у нас синхронно с появлением парадного портрета в Англии. Формально мы можем даже говорить о существовании жанровой живописи в произведениях мастеров Оружейной палаты.
Основное отличие от Западной Европы не в жанровой специфике, а в качестве произведений, их количестве и почти полном отсутствии частных заказов на светские сюжеты. Действительно, основная масса произведений живописи изготовливалась по заказу церкви и служила для дидактических целей. Тут все понятно: иконопись служила Библией для неграмотных. Отсутствие объема светских изображений объясняется рядом социо-культурных факторов: традициями, деспотическим способом управления государством (право на парсуну имел только очень влиятельный человек), отсутствием достаточного количества мастеров, мистическим отношением к изображениям (боялись потерять душу). Боярин XVI-XVII века предпочтительнее купил бы индийский шамшир, отрез алтабаса или заказал бы себе кубок из серебра, нежели портрет. Опять же многое пряталось от стороннего взгляда (чтоб не донесли), а потом горело или сгнивало, так и не удосужившись попадания в хроники.