Николай Лётин
21 июня 09:06.
54

Кто из античных трагиков отстаивал женское право? Эсхил оправдывает убийство матери Орестом в отместку за смерть отца. Кто из трагиков осуждал его?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Еврипид, конечно. Его «Медея» безусловно является одним из первых западноевропейских, если не мировых произведений, в котором не просто изложен яркий женский образ — героини мифов, знакомых совершенно любому древнему греку, но и описана своеобразная «реабилитация» женщины, отказ от общепринятых типов верной страдалицы-пророчицы или лукавой и алчной гетеры. Еврипидовская Медея — безусловно, во многом стереотипно чересчур эмоциональная, без остатка отдающаяся в равной степени любви и ревности — это также женщина, страдающая рядом глубоких внутренних конфликтов. Но, что важнее новаторски, она предстаёт как сильная, независимая личность, ведущая себя экстраординарно, равно как и девиантно.

В наше время большое количество исследователей и просто неравнодушных к идее феминизма людей обращаются именно к этому сокровищу античных трагедии и литературы в целом как к явлению, отличающему Еврипида от большинства современников и выявляющая, несомненно, определённые изменения в убеждениях жителя Древней Греции касательно, казалось бы, традиционных «мужской» и «женской» ролей.

Искать труды на эту тему следует на английском.

The Log Ladyотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2

Из лекций я помню, что Еврипид, но в сети информация говорит о том, что он, напротив, одобряет убийство Орестом матери.

0
Ответить

Я не думаю, что сугубо мужская аудитория, для которой эти трагедии ставились, восприняла бы Медею в каком-то ином свете, нежели как иноземную колдунью, из чистой мести убивающую детей. Это абсолютно противоречит греческим принципам умеренности, и обосновывает для зрителя уже существующую мизогинию своего времени, которая есть и в "Вакханках" и даже в "Лисистрате" и "Антигоне". 

0
Ответить

Одобряет Еврипид или нет, именно он рисует картину, заставляющую видеть Медею как сложного и более близкого мужчине персонажа-женщину.

Женщин «не пускали» на комедии. Трагедии, насколько мне известно, были «для всех».

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Там всё сложно. Девушки и жены семейств скорее всего исключались, но возможно, что допускались гетеры и рабыни.

Я вполне готов допустить, что Еврипид-то Медею оправдывает (судя по словам хора в самом конце), но аудитория была скорее всего иного мнения (судя по тому, что пьеса заняла в тот год последнее место).

0
Ответить

Аудитория очень часто иного мнения. Написав об «изменениях в сознании», я, конечно, не говорил о всеобщей феминизации и уравнивании женщинах в человеческих и юридических правах. Но это произведение было новаторским, даже несколько революционным для того времени, и именно несогласие с ролью Медеи большинства, неприятие её оставили в сознании этого большинства след.

0
Ответить

Я прочитал про Еврипида. У него был очень неудачный брак (жена изменяла ему чуть ли не со всем, что шевелится), и он на этой почве стал законченным женоненавистником. Поэтому в его пьесах все зло от женщин. Сам он предпочитал юношей

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить