Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Вторая ливанская война — это победа или поражение Израиля?

ИсторияПолитология+3
Анонимный вопрос
  · 967
Училка обществознания, истории, экономики и этнографии, сотрудник авиационно-учебного...  · 29 июн 2018

Это вопрос, конечно, сложный: обе стороны конфликта заявляют о том, что победа досталась именно им.
Попробуем просто по цифрам и фактам:

1) Денежные потери

Израиль потерял на войне ~6 млрд долларов США, не считая упущенной прибыли из-за падения спроса в туристическом секторе. 

Ливан потерял порядка 2,5 млрд долларов США и начисто лишился своих 10% ВВП от туризма.

Сказать, правда, что чисто по деньгам Израиль потерял больше тоже нельзя: деньги имеют относительную ценность. Два с половиной миллиарда - это (по субъективным моим ощущениям) для Ливана сумма значительно более болезненная, чем 6 миллиардов для Израиля. Не будем так же забывать, что Ливан на тот момент только-только начал успешно выводить экономику из кризиса гражданской войны, так что это потеря для него была весьма существенной. 

2) Военные потери

Их сравнить тоже непросто: Израиль задействовал в боевых действиях до 30 000 людей, что несравнимо больше, чем даже самые смелые оценки численности боевиков Хезболлы. По разным оценкам, со стороны Хезболлы в конфликте приняло участие до 10 000 человек, не считая добровольцев из самых разных радикальных исламских организаций. Однако нужно учесть, что тактика ведения боя у Хезболлы скорее партизанская и диверсионная, что накладывает свои ограничения и на их собственную численность, и на необходимость противнику задействовать бо́льшие силы. 

По количеству погибших тоже ясности не много: Израиль официально (и ему было бы сложно соврать в такого рода информации) потерял 165 человек убитыми (как военных, так и гражданских) и почти 5000 раненными. С потерями же с ливанской стороны сложнее: 

ЦАХАЛ: данные о 700+ погибших и более 1000 раненных

Хезболла: признает только 250 погибших

Условно независимые оценки ООН и ливанских сми: 500 погибших

Даешь среднее арифметическое!

3) Итоги

А вот здесь внести некоторую ясность можно: договор о прекращении огня предполагал запрет на любую вооруженную активность Хезболлы южнее реки Литани, но боеголовка там плавала, как говорится. 

В ходе вполне активной их деятельности, которая никуда не свернулась, пострадали даже члены сил ООН, дислоцированных в Ливане, а реальное расследование инцидента (как и других) было прекращено из-за открытых препятствий со стороны агентов Хезболлы и местных жителей.

Кроме того, ЦАХАЛ, славящийся тем, что "своих в плену не бросает", в этот раз так и не получил назад большей части своих военнопленных, что вкупе с высокими затратами, вызвало в самом Израиле ряд протестов, митингов и требований об отставке нескольких чиновников, ответственных по мнению протестовавших, за гибели, траты и поражение. Последнее слово здесь ключевое: вопреки официальным заявлениям ЦАХАЛ и Кнессета о победном характере войны, многие участники боевых действий, вернувшись домой, считали эту войну проигранной. 

Резюмируем: при меньших потерях в живой силе Израиль затратил на войну значительно большее абсолютное количество средств и поимел с конфликта некоторую дестабилизацию внутренней обстановки в стране. Ливан и Хезболла потеряли, впрочем, не меньше: абсолютное количество трат и потерь в ходе войны для Ливана должно было оказаться существеннее и больнее.