В чем недостатки понимания сознания Марксом/Энгельсом?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Не очень понимаю вопрос, потому что звучит он как-то вразрез с пониманием трудов Маркса и Энгельса. Маркс осуществил предварительную решающую работу – своего рода редукцию сознательных явлений к таким фактическим объективным зависимостям, которые не зависят от сознательных явлений и оказываются их действительным основанием. В этом заключается непреходящее значение марксовского подхода к анализу сознания, анализу, не ограничившемуся описанием его наличных структур и состояния, а осуществившему глубинную «деконструкцию» его мистических и идеологических форм. Предложенный Марксом метод был положен в основу исследования социально-исторических явлений и послужил образцом теоретического исследования для многих школ современной социальной философии и социологии.

Также Марксом была зафиксирована проблема, ставшая магистральной в философских концепциях ХХ и ХХI вв. – проблема выявления аутентичного, исходного смысла человеческих сознательных действий, проблема расшифровки и декодирования заключенного в различных сознательных актах смысла, проблема толкования и интерпретации человеческих действий и ее результатов. «Философия жизни», герменевтика, феноменология, экзистенциализм, постмодернизм, новые и новейшие философские течения постмарксовской мысли получили богатейший материал и источник многочисленных исследований в переводе на современный мир. Маркс отмечает что «сознание может действительно вообразить себе, что оно есть нечто иное, чем осознание существующей практики, что оно может действительно представлять что-нибудь, не представляя чего-нибудь действительного, – с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию “чистой” теории, теологии, философии, морали и т. д.» 

Matthias Wiigотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
Прокомментировать
Ответить