Photo by Luca Laurence on Unsplash

Может ли графоман понять, что он графоман? Если да, то как?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Иногда может. Не 100% графомании вырастает из отсутствия критериев и чувства языка, а только 95%. Ведь певец может почувствовать, что фальшивит, когда его уровня и подготовки не хватает, чтобы устранить фальшь, а музыкальный слух есть. Ощущается это как литературное бессилие. Очень противно ощущается. Такие чувства бывают и у по-настоящему талантливых писателей.

UPD: Вопрос дополнился, надо дополнить ответ.

upd:если да, то как,

У человека, который читает хорошую и настоящую литературу, вовсе не обязательно классическую, может сформироваться некое ощущение, как строится фраза, как развивается произведение, как растут характеры. Так некоторые учатся грамотно писать, читая книги. Его может пронзать метко подобранное слово. …А может и не пронзать. И когда он сравнивает получающееся у него с настоящим искусством — он ощущает, что его каракулям далеко до Питера Брейгеля (старшего). Что у него картонные и плоские персонажи без развития, разговаривающие все одинаково. Он ищет пронзительное слово и не находит. Он пишет много-много текста, состоящего из воды. Это именно беспомощность. Я видел крутые 3D-игры, и я так не могу, я пробовал творение лучших поваров (ну, допустим, пробовал), и я так не могу, и рисовать я не умею. Вот примерно так. Чтобы это почувствовать, не обязательно иметь очень тонкое литературное чутьё.

если нет-почему?

Если нет — потому же, почему он продолжает писать слабо, выкладывает это в Сеть или печатает, и чувствует себя нормально. Если у него нет ни чутья, ни стиля — ему просто нечем измерить разницу. Он оправдывается, что все кругом не Пушкины и не Лермонтовы, и что он имеет право изливать душу и вываливать на бумагу эмоции. Право он, конечно, имеет. Но он к себе слишком снисходителен и не критичен. Чтобы поправить проблему, её нужно сначала почувствовать или сформулировать. А он думает: если [имя_попсовой_дивы] так рифмует, то и я могу. Он не чувствует сбоев ритма, грубой рифмы, ужасно построенной фразы. И так сойдёт!

Пользователю можно написать личное сообщение вBadoo
3
Прокомментировать

Зависит от конкретного человека, его интеллектуальных способностей, умения понять и принять критику, готовности к изменениям и т. д. В основном же - сужу по знакомым немолодым графоманам из литстудии - неспособен:

1. Графоман обитает в песочнице среди себе подобных (литстудия, сайт Стихи.Ру) и гарантированно получает от них комплименты. Кукушка хвалит петуха и т. п.

2. Графоман не очень умен, поэтому критику либо списывает на "вы просто мне завидуете", либо козыряет примерами из замшелого прошлого, не понимая, что поэзия эволюционирует и творчество должно быть уникальным: "ну и что, что я рифмую человек-целый век, классик Тютькин тоже так рифмовал".

1
Прокомментировать

Может-может. Только это будет очень страшное и грустно открытие. Присоединяюсь к тому, что уже сказано, и хочу добавить кое-что от себя.
Бывает такое ощущение, когда сидишь и думаешь: «Я ДОЛЖЕН ПИСАТЬ!». И иногда это хорошее чувство, а иногда — назойливое свербление в мозгу.
Отличается результатом.
Как отличить болтуна от оратора? Первый болтает ради того, чтобы болтать. Второй достигает цели своей речью.
Так и тут — если хочется писать ради письма, трепать бумагу/марать экран ради процесса, без смысла, значит это плохой знак.
Как настоящий писатель, так и настоящий оратор знает одно — самое главное, — где поставить точку. 

0
Прокомментировать
Ответить