Игорь Подшипник
19 июня 17:26.
52

С помощью чего правила церковь в Средние века?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

В Папской области с помощью светской власти Папы Римского, в других государствах правили местные монархи, а не Церковь. Да, канцлер зачастую был священником (потому что монахи и священники были самыми образованными людьми, в том числе имели степени по праву, и не только каноническому), но государи частенько боролись с Папами, всё оружие которых было в угрозе отлучения от Церкви (сродни гражданской казни или иному полному поражению в правах, влекущему за собой статус парии). Если помните хождение в Каноссу – самый известный такой случай, другой – Авиньонское пленение Пап (период, в который французские короли сильно влияли на политику Церкви), ещё один очень подробно описан в «Имени розы» Умберто Эко.

Чем была Церковь в Средние века? Кроме собственно религиозной организации, дававшей духовное развитие и утешение, это ещё и клуб (где ещё кроме храма и таверны могли встретиться люди?), в случае монастыря – библиотека, университет и академия наук. Да, слово Папы весило много, но короли спокойно могли назначить собственного Папу (антипапу), что и делали, могли ругаться с Папой и обвинять его в чём угодно (от коррупции до ереси). У Церкви были только знания, дипломатия, деньги, духовные меры наказания (и ими не очень-то злоупотребляли), а ещё возможность взять да отказать королю в разрешении на крестовый поход – и таких случаев было достаточно. До какого-то момента был ещё моральный авторитет, но с XIV века в глазах знати и образованных людей он пал очень низко, и этот грустный период завершился лишь с Контрреформацией.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
Прокомментировать

Утверждение, что Церковь в Средние Века кем-то правила, вообще очень смелое, потому что даже в границах Папской Области было несколько, скажем так, должностных лиц из мира, которые имели де-факто гораздо больше власти, чем Папа Римский и Церковь, в целом.

Например, капитан-генерал Церкви и гонфалоньер - два военных чина, - которые нередко были одним и тем же человеком, как в случае Чезаре Борджиа, имел абсолютную власть над войсками Папской Области и военной казной, а часто еще отвечал за порядок на территории этой страны и получал практически неограниченные полномочия, если ей угрожали захватчики. Также огромную власть имел кардинал-камерленго или камерарий, на которого ложились практически все административные функции и обязанность следить за папским престолом до выбора нового понтифика. Даже сегодня камерарий - одна из ключевых должностей в церковной иерархии, а в Средние Века так вообще. Отдельные аббатства, такие как Клюни в Бургундии, также оказывались де-факто более влиятельными в вопросах веры и ритуала, чем Римская курия, и нередко диктовали ей свою волю.

Церковь, скорее, обладала авторитетом, который заставлял с ней считаться, чем реальной властью, несмотря на то, что де юре Папа Римский был по статусу выше светских правителей. Когда мирским властям было выгодно, они прикладывали максимум усилий, чтобы демонстрировать свое почтительное отношение к Церкви: участвовали в крестовых походах, боролись с ересями, дотировали строительство церквей и монастырей, и т.д., и т.п.

А когда мнение Церкви расходилось с интересами светских властей, на него клали. Здесь можно вспомнить и про запреты рыцарских турниров, которые в том или ином виде существовали до середины 18 века, пока сами идеи рыцарства себя не исчерпали окончательно, призывы не использовать арбалет против христиан, закрыть общественные бани или отказаться от запредельно длинных носов на обуви. Не говоря уже про Реформацию, да, которую охотно поддерживали мирские власти, несмотря на все угрозы со стороны Рима.

Но в те периоды, когда авторитет Церкви был достаточно высок, свое влияние на светские власти она распространяла по двум каналам связи, так сказать: непосредственно через религиозное чувство, которое всё таки было весьма важно для тех лет, и через административный персонал (что не совсем верно, но назовём это так), который набирался практически исключительно из духовенства. Кроме того, члены орденов, те же тамплиеры, нередко занимали ключевые должности в военной иерархии, либо наоборот - разнообразные маршалы становились членами этих самых орденов, а епископы лично и монастыри с орденами нередко были крупнейшими землевладельцами. Таким образом, после того, как правители перестали назначать епископов, они сложилась ситуация, когда действовать не в интересах Церкви было затруднительно чисто технически. Во многом, именно это послужило причиной для утраты авторитета к 14 веку, расправы над тамплиерами, поддержке движений типа гуситов частью знати и, позднее, широкой поддержке Реформации.

8
Прокомментировать
Ответить