Почему Лавкрафт, его творчество, миры, персонажи, темы, некоторые приемы стали столь популярны и распространены в современных обществах, искусствах, индустриях?

777
1
0
21 сентября
02:05
сентябрь
2015

Однозначного ответа тут дать почти невозможно, но если пытаться, то можно уложиться в одно слово: "глубина". То есть, Лавкрафта можно читать абсолютно на любом уровне восприятия. При жизни он был почти неизвестен. Чтобы сохранить его наследие, Август Дерлет в 1939 году основал издательство Arkham House. Но Дерлет был фэном-фикрайтером. Из-за того, что он решил не тратить время на переговоры с крупными издателями и стал издавать Лавкрафта сам - издавать очень плохо, с сотнями ошибок и искажений - в США творчество Лавкрафта маргинализировалось и стигматизировалось. Вокруг него сформировался фанатский культ, о котором критик Эдмунд Уилсон писал в 1945 году: "Культ Лавкрафта, я опасаюсь, находится даже на более инфантильном уровне, нежели Нерегулярная Армия с Бейкер-стрит и культ Шерлока Холмса".

Вот на этом "инфантильном", фанатском уровне восприятия Лавкрафт может привлечь кого угодно, потому что его можно читать просто как развлекательную литературу о том, что "Ктулху зохаваит всех". Одна только сила его воображения уже притягивает, для этого не надо быть искушенным читателем.

Но в Европе в это время происходит Нормандская операция. С вторжением союзников в оккупированную Францию, туда приходит американская культура. И точно так же, как XIX веке стараниями Бодлера Франция переоткрыла миру Эдгара По, она переоткрывает миру Лавкрафта. Теперь его читает кружок французских сюрреалистов. Причем сюрреалистам не важно то, что Лавкрафт - скептик и материалист, они его тоже читают по-своему, его проза удовлетворяет их тягу к иррациональному, оккультному, эзотерическому, для них он пишет "манифесты об астральных путешествиях".

В ноябре 1953 года в журнале Medium, где публиковались Бретон и Дюшан, выходит небольшая статья Робера Бенаюна и Жерара Леграна, в которой они пишут: "величие Лавкрафта состоит не в чем ином, как в создании личной мифологии, в которой он высмеивает современную историю". Сюрреалисты, по выражению Уэльбека, распространяют Лавкрафта как "вирус".

С их легкой руки Лавкрафта начинают читать интеллектуалы. И выясняется, что он не так прост, как казалось. Что его идея о том, что в бесконечной вселенной, где действуют иррациональные, хаотические силы, человечество беспомощно, и человеческие законы, мораль, добро и зло не имеют никакого значения, позволяла ему создавать действительно жуткие вещи, потому что мы боимся того, что выходит за пределы способностей нашего разума, того, что принципиально иррационально и непознаваемо.

И с одной стороны, она оказывает влияние на всю литературу ужасов второй половины XX века. А с другой, как философия, "космицизм" резонирует со множеством философских течений, от экзистенциализма до спекулятивного реализма и идеи "гипер-хаоса" Мейясу. В 2005 году том сочинений Лавкрафта выходит в серии Library of America, что равносильно окончательному признанию классиком на родине. В 2012 году философ Грэм Харман пишет академическое исследование "Странный реализм: Лавкрафт и философия".

Ну и фэны никуда не делись, потому что Ктулху зохаваит всех, это без вопросов.

Александр ЗайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта