Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Прочёл рассказ Энди Вейра «Яйцо». Возможно ли, что все люди на самом деле — один человек? Выдерживает ли критику эта теория с научной точки зрения?

ПсихологияФилософия+3
Энди Номо
  · 1,2 K
Первый

Рассказ Вейра не о солипсизме. В солипсизме существуете только вы, другие ваша иллюзия. В рассказе «Яйцо» все равноправны и являются проявлением одного сверхсознания. Грубо говоря и вы для этого сверхсознания иллюзия. Сама идея Космического Яйца взята из древнеииндийской философии. Согласно легенде, индийский Бог Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Похожие на рассказ идеи можно найти и в неоплатонизме, где говорится о трансцендентном Едином. Через практики можно пережить духовный опыт, где вы можете прочувствовать как становитесь таким единым сознанием. Есть точка зрения, набирающая популярность непосредственно в научных кругах, — панпсихизм. Согласно этой идее вся Вселенная наполнена сознанием. Сегодня некоторые ученые продвигают эту гипотезу. Панпсихизм напоминает то, что индуисты и буддисты называют Брахманом —вселенским богом-абсолютом, частью которого является все сущее. В буддизме, например, единственное, что на самом деле существует, — это сознание. Об этом непосредственно говорит известный дзенский коан: «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» То есть необходимо понять, что все, что мы испытываем, фильтруется и интерпретируется нашим разумом. Без него — или как минимум без сознания, которое бы ее наблюдало — Вселенной попросту нет. В некоторых физических кругах придерживаются теории некоего поля протосознания. Такие рассуждения кажутся несерьезными, но и попытки объяснить природу сознания традиционными методами ни к чему не приводят. Именно поэтому авторитетные философы, неврологи и физики, в том числе нейрофизиолог Кристоф Кох и физик Роджер Пенроуз, все чаще принимают всерьез точку зрения сторонников панпсихизма. Также и различные квантовые парадоксы склоняют многих учёных к похожим идеям. Гофф, уже написавший научную работу о сознании и в данный момент работающий над научно-популярной книгой по этой же теме, отмечает, что правдоподобные теории панпсихизма начали появляться еще в 1920-х годах. Такие мыслители, как философ Бертран Рассел и физик Артур Эддингтон, приводили серьезные аргументы в пользу панпсихизма. Однако после Второй мировой войны интерес к этой теме угас. В 2000-х годах об этих теориях заговорили снова. «С чего мы взяли, что с помощью здравого смысла можно познать, что такое Вселенная?» — рассуждает Филипп Гофф, профессор философии в Центрально-Европейском университете в Будапеште. «Физика не так хорошо помогает понять природу вещества, как принято считать. Эддингтон (английский ученый, экспериментально доказавший общую теорию относительности Эйнштейна в начале 20-го века) утверждал, что в нашем понимании Вселенной есть пробел. Мы знаем, как вещество себя ведет, но не чем оно является. В этот пробел мы можем поместить сознание», — пишет Гофф. По мнению Эддингтона «глупо исходить из позиции, что в основе находится вовсе не сознание и потом удивляться, откуда же оно берется».