Данила Афанасьев
12 июня 09:47.

Правда ли, что космос имеет нечто вроде границ?

Как на поверхности Земли мы (без использования приборов) не можем заглянуть за горизонт, так и глядя во вселенную, нельзя (на данном этапе развития инструментов наблюдений) заглянуть за некий горизонт. Точнее за два горизонта: горизонт частиц и горизонт событий. Т.е. есть частицы или объекты, которые мы (из-за разбегания вселенной никогда не увидим (если с расширением вселенной ничего не произойдёт)), и есть объекты, которые мы всё еще видим, но с ними может сто-то происходить, что мы никогда не узнаем по тем же самым причинам.

Что нам остаётся в такой ситуации? Теоретизировать. :) Можно по информации извлекаемой из реликтового излучения попытаться вычислить кривизну пространства (не локальную около массивных объектов, а на космологических масштабах). Если она больше единицы, то пространство свёрнуто в своеобразную «сферу» и не имеет границ, но конечна. Это трудно себе вообразить, но в этом случае (если бы не размеры и разбегание), мы бы смотрели в даль и видели бы там самих себя многократно, это называется «закрытая» вселенная: грубо говоря, границ нет, но объём конечен. Если кривизна равна единице, то вселенная имеет евклидову геометрию, и вопрос о границах остаётся открытым, потому что их надо еще как-то увидеть. Ну и если кривизна отрицательная, то это труднее всего себе вообразить. Тогда она «открытая», у неё нет границ, и геометрия должна быть разной в разных направлениях, а границ точно нет. Есть на эту тему еще одна хорошая статья на Хабре.

Так вот, по имеющимся сейчас данным вселенная практически плоская. И точность измерений не позволяет пока сделать однозначного вывода. Т.е по косвенным наблюдениям на космологических расстояниях ответить на этот вопрос пока невозможно. В течение ближайших лет ожидается запуск новых космических телескопов, например, Джеймс Уэбб, которые должны существенно повысить точность измерений.

Насколько я понимаю, никак не доказывается. Это некоторая  гипотеза. Есть идеи, что вселенная ограничена, есть - что не ограничена.

Достоверно  можно сказать одно: если принять модель большого взрыва и модель, что  скорость света - это предел скорости передачи информации, то есть  некоторая огромная, но конечная область именуемая "наблюдаемой  вселенной" - это то, о чем мы в принципе можем получить информацию. То,  что лежит за пределами этой области, принципиально ненаблюдаемо,  поскольку со времени большого взрыва до нашего времени свет туда не  успел долететь, а поскольку быстрее света информация передаваться не  может, значит мы по определению не можем знать, что там происходит.

Ответ неполный. Из-за того, что космологическое расширение шло с замедлением, а потом с ускорением, что у наблюдаемой вселенной не один горизонт, а два. И кое-что, что из того что мы «не можем видеть» из-за конечности скорости света мы всё-таки видим.

Кроме того, в вопросе о границах вселенной бессмысленно ограничиваться только тем, что можно наблюдать непосредственно. Хотелось бы понимать, какие модели дающие ответ на этот вопрос существуют, какие наиболее перспективны, и куда направлен тренд в раскрытии этой тайны.

Помните, один персонаж в одной советской кинокомедии говорил: «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно. Наука не в курсе дела». :) У Вас получилось что-то вроде этого ответа.

Понимаете, у меня скверная привычка внимательно слушать/читать вопрос, который мне задают и отвечать на него, а не на "что интересного можно было бы сказать по этому предмету в общем и целом". Вопрос был "как доказывается ( ... )?", ответ - "пока никак". Поскольку доказательств нет. Есть гипотезы и предположения, но вопрос был не про гипотезы, а про доказательства.

У космоса, вселенной нет никаких границ. Их нет хотя бы потому, что человек не может их измерить. Теория большого взрыва – всего лишь теория, которую многие эксперты считают наиболее правдоподобной, но реальных доказательств у человечества нет.

Считается, что с каждой секундой вселенная растёт и расширяется, у неё никаких границ, только центр, где был взрыв. Вселенная безгранична.

Виталий Цойотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Вселенная не расширяется «из центра». У расширения никакого ценрта нет. Вы можете находиться в любой известной нам на данный момент точке вселенной, и видеть, как всё вокруг убегает от вас во все стороны с одинаковым ускорением.

Я и не писал, что она расширяется из центра. Внимательно прочитайте.

1) У так называемого «взрыва» нет никакого центра
2) Автор вопроса спрашивал, «как доказывается», а в Вас в ответе только декларация Вашей точки зрения.

Читать ещё 1 ответ