Ответ на вопрос, безотносительно к предшествовавшей дискуссии в комментариях и ответах…
.
1. Генетика важна и играет большую роль
Для доказательства этого факта достаточно сравнить результаты исследования IQ одно- и разнояйцевых близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, например. А также поглядеть на влияние определённых генетических дефектов. Той же болезни Дауна, в частности.
Но тут надо понимать две вещи.
Ещё один пример неоднозначной роли генов - это шизофрения. Чуть ли не единственное психическое заболевание человека, не имеющее аналога у животных. Есть основания считать, что шизофрения является "платой" за человеческий интеллект. Следствием проявления тех же генетических особенностей (хотя бы некоторых из них), которые обусловили этот самый интеллект. И что именно поэтому она до сих пор не отбракована естественным отбором: в том числе - половым.
.
2. Роль питания
Питание в период развития мозга играет критическое значение для интеллекта взрослой особи. Особенно важны период внутриутробного развития (и питания матери в это время) и раннее детство.
Никакая генетика и последующее питание не скомпенсирует последствия нехватки ряда критически важных веществ в прошлом.
.
3. Прочие внешние факторы - стресс
Условия жизни матери (особенно частота и интенсивность стрессовых ситуаций) влияют на активность тех или иных генов через метилирование ДНК и эта особенность может передаваться по наследству детям и даже внукам! (Для кого это новость, гуглите "эпигенетика".) И это влияет на характер и гормональный баланс потомства. Насчет интеллекта не встречал упоминаний в научпопе (и, вообще, большинство данных получено на крысах), но наверняка как-то скажется и на нём.
Условия в период детства тоже влияют (помимо питания). Например, сильный стресс из-за утраты близкого родственника в раннем детстве статистически-достоверно ведёт к более раннему "взрослению" мозга. В том числе - более раннему прекращению роста мозга. Нет, вроде, данных, как это сказывается на интеллекте, но как-то скажется, вероятно. Как и всё, связанное с материальным носителем этого самого интеллекта - мозгом.
Аналогичный сильный стресс в подростковом возрасте сказывается на последующем характере взрослого, но не на объеме его мозга. Насчет влияния на интеллект - тоже открытый вопрос.
Это - уже статобработка данных о людях (не прямые эксперименты, конечно), причём очень свежие, и что там связано с эпигенетикой, что с гормональным балансом и т.д. - тоже неясно.
Можно предположить, что кроме питания и стресса будут важны ещё какие-то внешние факторы.
.
4. Тренировка
Любые биологические функции или свойства без регулярной тренировки угасают, хотя бы отчасти. Это касается не только силы мышц, прочности костей, или, скажем, способности к эрекции, но и интеллекта.
Экстремальный пример - дети-"маугли". Без "тренировки" в форме общения со взрослыми людьми они не только не научились бипедии (и не смогли толком ходить на двух ногах даже потом, когда некоторые кое-как научились), но и особым интеллектом не блистали. Что-то на уровне шимпанзе, или ребенка двух-трёх лет, в лучшем случае.
То есть, "тренировка" интеллекта важна, во-первых. И есть критические периоды (раннее детство, в первую очередь), когда она особенно важнна, во-вторых.
Можно предположить, что регулярные умственные усилия (не путать с автоматизированным повторением заученного ранее) способствуют развитию интеллекта, а у взрослых - поддержанию достигнутого уровня. И тут, видимо, даже не важна сфера приложения этих умственных усилий: обучение и творческое развитие способов изготовления каменных орудий может оказаться столь же благотворно, как изучение и развитие квантовой физики, например. Важно, чтобы этот самый интеллект применялся, а умственные усилия были максимальны. Желательно, на грани возможного для данного индивидуума.
Всё, в том числе и мозг, можно тренировать и развивать. Если даже в 2-3 года один ребёнок сильно опережает сверстников, а другой также сильно отстаёт, то нет никакой гарантии, что через 10 лет всё не станет наоборот, если первого забросят, понадеявшись на "он и так умный", а со вторым будут заниматься. Кроме, естественно, совсем уж клинических случаев.