Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В одном источнике я узнала, что склонность к более высоким умственным способностям передается по наследству; в другом источнике этот факт опровергли. Кто прав?

БиологияГенетика+4
Валерия
  · 1,6 K
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 19 июн 2018

Ответ на вопрос, безотносительно к предшествовавшей дискуссии в комментариях и ответах…

.

1. Генетика важна и играет большую роль

Для доказательства этого факта достаточно сравнить результаты исследования IQ одно- и разнояйцевых близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, например. А также поглядеть на влияние определённых генетических дефектов. Той же болезни Дауна, в частности.

Но тут надо понимать две вещи.

  1. Во-первых, гены - это только потенциал, а его практическая реализация зависит ещё и от других факторов (см. ниже).
  2. Во-вторых, на интеллект влияет не один-два гена, а множество разных. Причём, ролный перечень не известен пока, не говоря уж о конкретной роли и механизме реализации. С полной уверенностью можно говорить только о тех генах, чья "поломка" ведет к слабоумию. В прочих случаях знания о роли того или иного гена, как правило, не идут дальше корреляции, которая лишь частична.
    Факт зависимости от целого ансамбля генов и их перетасовка у потомства ведут к тому, что интеллект потомства довольно слабо коррелирует с родительским. Дети пары гениев могут быть дураками и посредственностями, дети посредственностей - гениями.

Ещё один пример неоднозначной роли генов - это шизофрения. Чуть ли не единственное психическое заболевание человека, не имеющее аналога у животных. Есть основания считать, что шизофрения является "платой" за человеческий интеллект. Следствием проявления тех же генетических особенностей (хотя бы некоторых из них), которые обусловили этот самый интеллект. И что именно поэтому она до сих пор не отбракована естественным отбором: в том числе - половым.

.

2. Роль питания

Питание в период развития мозга играет критическое значение для интеллекта взрослой особи. Особенно важны период внутриутробного развития (и питания матери в это время) и раннее детство.

Никакая генетика и последующее питание не скомпенсирует последствия нехватки ряда критически важных веществ в прошлом.

.

3. Прочие внешние факторы - стресс

Условия жизни матери (особенно частота и интенсивность стрессовых ситуаций) влияют на активность тех или иных генов через метилирование ДНК и эта особенность может передаваться по наследству детям и даже внукам! (Для кого это новость, гуглите "эпигенетика".) И это влияет на характер и гормональный баланс потомства. Насчет интеллекта не встречал упоминаний в научпопе (и, вообще, большинство данных получено на крысах), но наверняка как-то скажется и на нём.

Условия в период детства тоже влияют (помимо питания). Например, сильный стресс из-за утраты близкого родственника в раннем детстве статистически-достоверно ведёт к более раннему "взрослению" мозга. В том числе - более раннему прекращению роста мозга. Нет, вроде, данных, как это сказывается на интеллекте, но как-то скажется, вероятно. Как и всё, связанное с материальным носителем этого самого интеллекта - мозгом.

Аналогичный сильный стресс в подростковом возрасте сказывается на последующем характере взрослого, но не на объеме его мозга. Насчет влияния на интеллект - тоже открытый вопрос.

Это - уже статобработка данных о людях (не прямые эксперименты, конечно), причём очень свежие, и что там связано с эпигенетикой, что с гормональным балансом и т.д. - тоже неясно.

Можно предположить, что кроме питания и стресса будут важны ещё какие-то внешние факторы.

.

4. Тренировка

Любые биологические функции или свойства без регулярной тренировки угасают, хотя бы отчасти. Это касается не только силы мышц, прочности костей, или, скажем, способности к эрекции, но и интеллекта.

Экстремальный пример - дети-"маугли". Без "тренировки" в форме общения со взрослыми людьми они не только не научились бипедии (и не смогли толком ходить на двух ногах даже потом, когда некоторые кое-как научились), но и особым интеллектом не блистали. Что-то на уровне шимпанзе, или ребенка двух-трёх лет, в лучшем случае.

То есть, "тренировка" интеллекта важна, во-первых. И есть критические периоды (раннее детство, в первую очередь), когда она особенно важнна, во-вторых.

Можно предположить, что регулярные умственные усилия (не путать с автоматизированным повторением заученного ранее) способствуют развитию интеллекта, а у взрослых - поддержанию достигнутого уровня. И тут, видимо, даже не важна сфера приложения этих умственных усилий: обучение и творческое развитие способов изготовления каменных орудий может оказаться столь же благотворно, как изучение и развитие квантовой физики, например. Важно, чтобы этот самый интеллект применялся, а умственные усилия были максимальны. Желательно, на грани возможного для данного индивидуума.

генетик, ведущий научный сотрудник медико-генетического центра Genotek  · 10 дек 2018
Короткий ответ: склонность к успехам в учебе по некоторым дисциплинам действительно зависит от наследственных факторов, однако заметную роль играют и факторы внешней среды (образование, воспитание, условия жизни). Прежде всего нужно определиться с тем, что мы понимаем под умственными способностями и как именно их измерять и сравнивать у разных людей. Сегодня известно... Читать далее
Анонимный ответ12 июня 2018
В одном вопросе я вижу целую кучу подводных камней. :) Не получается точно сказать, что такое интеллектуальные способности, и сколько их разных. Например, у кого-то хорошо идут занятия музыкой. А еще кто-то музыкой не занимается тк плохо слышит. Как Бетховен (не собака:). А у еще иногих нет возможности заниматься музыкой, тк не живут там, где музыке учат. Как измерить... Читать далее
Дорогрй Rem, простите, если я Вас обидел. Я приаел этот пример только чтобы проиллюстрировать, что такая... Читать дальше
интеллектуал. дизайнер. меломан. мизантроп.  · 11 июн 2018
Оба суждения являются вульгарными, далёкими от науки. Да, индивидуальные особенности наследуются, но совсем не так, как представляет обыватель. Наследование вовсе не означает, что потомок будет таким же умным. Это длительный процесс в течение сотен поколений, сильно зависящий от параметров естественного отбора. Начнём с родителей. Если один из них умный, а другой тупой... Читать далее
Биолог, геолог, преподаватель. В перспективе к.филос.н.  · 11 июн 2018

Всё, в том числе и мозг, можно тренировать и развивать. Если даже в 2-3 года один ребёнок сильно опережает сверстников, а другой также сильно отстаёт, то нет никакой гарантии, что через 10 лет всё не станет наоборот, если первого забросят, понадеявшись на "он и так умный", а со вторым будут заниматься. Кроме, естественно, совсем уж клинических случаев.

Прав тот, у кого лучше методология. Для этого нужно вникать в подробности тех исследований, которые Вы читали (фраза про дьявола, который в мелочах, тут применима на 100%). Не зная этих деталей, сказать об этом трудно, но, например: 1. исследование должно учитывать альтернативные объяснения и сопутствующие факторы (например, умные люди чаще богаты, реже подвержены... Читать далее