2204
1
0
20 сентября
13:50
сентябрь
2015

"Негативная диалектика" - это работа Теодора Адорно, в которой он излагает свои идеи, а также изложенная в этой работе концепция Адорно.

Если говорить кратко, то Адорно берёт за основу идею диалектики в гегелевском смысле как учения о всеобщем развитии, осуществляемом через конфликтное взаимодействие противоположеностей, и как особого способа философского мышления и восприятия мира, включающего эти противоположности.

Что Адорно не нравится в Гегеле, так это его идея "снятия" противоположностей. Согласно Гегелю, развитие происходит в форме триады: тезис - антитезис - синтез. Например, философия появилась в античности (тезис), средневековая философия началась с критики античности в раннем христианстве (антитезис), но закончилась их синтезом в философии эпохи Возрождения.

Адорно видит в постулировании обязательного "синтеза" своего рода насилие над реальностью. Реальность, с точки зрения Адорно, противоречива сама по себе, и противоречивость мышления о бытии лишь отражает противоречивую природу самой реальности. Адорно в своей работе приводит несколько примеров, в частности:

"Противоречие типа противоречия между определением, которое индивид знает как дефиницию самости, как свое собственное, и определением, которое навязывается ему обществом, – определением "роли", невозможно привести к единству без манипуляции, промежуточных коммутаций скудных поверхностных понятий, которые умеют преодолевать существенные различия; так же обстоит дело и с противоречием принципа обмена, который способствует росту производительных сил в существующем обществе, но одновременно все в большей степени угрожает этому обществу, несет в себе его уничтожение".

Итак, противоречия - это свойство объективной реальности, а логический закон непротиворечия, запрещающий утверждать что-то и одновременно утверждать противоположное, имеет отношение не столько к самой реальности, сколько к свойствам нашего мышления. Иными словами, это нам нужно, чтобы реальность была непротиворечивой, а на самом деле, она полна неразрешимых конфликтов и противоречий, и все возможные пути их разрешения - это не более, чем временная мера, которую мы используем для того, чтобы сделать реальность выносимой для себя (проще говоря, чтобы не "взорвать себе мозг").

С точки зрения Адорно, когда Гегель в своей диалектической философии постулировал идею "синтеза", он просто пошёл на поводу у этого свойства нашего мышления. Ему, так сказать, не хватило интеллектуальной смелости для того, чтобы быть последовательно диалектичным. "Негативная диалектика" - это, с точки зрения Адорно, и есть последовательная диалектика, признающая противоречие как неизбежный атрибут бытия и не "разбавляющая" его никакими "синтезами":

"Диалектическое познание не должно конструировать противоречия сверху (такие действия приписывают ему его противники), не должно, преодолевая их, двигаться дальше, хотя временами гегелевская логика поступает именно таким образом. Вместо этого диалектике органически присуще свойство следовать за неадекватностью мысли и вещи, познавать эту неадекватность в предмете".

Задача философии, таким образом, сводится, согласно Адорно, к обнаружению во всем этих объективных противоречий, обнаружению объективному, вырастающему из самой реальности. Как отмечает Адорно, уже у Гегеля, в самой его концепции синтеза, наблюдаются ростки этой идеи, правда, не доведённые до логического завершения:

"Гегелевский синтез – это понимание недостаточности, неполноценности этого движения, его "издержек". Синтез вплотную приближается к сознанию негативной сущности развернутой им диалектической логики, но – слишком рано, как это описано во введении к "Феноменологии духа". Требование феноменологии – созерцать понятие в его чистоте до тех пор, пока оно, движимое собственным смыслом, своей тождественностью, не превратится в себе нетождественное, является нормативным требованием анализа, а не синтеза".

Таким образом, негативная диалектика за каждым тезисом обнаруживает антитезис, отрицание, тем самым демонстриуя противоречивость бытия и преодолевая наше естественное желание все упростить и свести к уютной, безконфликтной картине мира. Поэтому такая диалектика и называется негативной.

Станислав ПанинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
15
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта