Олег Вятищев
9 июня 09:33.
74

Я интересуюсь культурой и бытом СФРЮ ( Югославии ) , что можете посоветовать на эту тему ?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Думаю, вы можете глянуть югославские фильмы. Некоторые из них - настоящие шедевры, хотя у нас редко показывали что-то иное, нежели лубочные поделки про героических партизан НОАЮ, которые бегают по горам и сокращают количество врагов (такое выпускалось в промышленных масштабах), или же того, что надёжно вписывалось в чисто совковый формат "социалистического реализма". Но теперь это всё доступно.

Для начала стоит выделить два периода, когда кино СФРЮ было максимально критичным, остросоциальным и смелым. 

Во-первых, 1960-е годы - "Югославская чёрная волна". К середине 1960-х гг. у молодых режиссёров появилась возможность худо-бедно снимать то, что они хотят, не чувствуя прессинг официальной цензуры. Это ж были шестидесятые, и локальные оттепели были много где. Но существовала ещё и экономическая причина. В Югославии стало сниматься много зарубежных фильмов, особенно итальянских; чиновники жадно считали прибыль, а творчество молодых соотечественников их не волновало.

В этих картинах нет ни уверенности ни оптимизма. К тому времени было ясно, что абсолютное светлое будущее построить не удалось. Ни решить полностью экономические и социльные проблемы, ни переделать человеческую природу. Возьмём один из самых первых примеров: "Человек - не птица" Душана Макавеева. Рабочий, который должен олицетворять при социалистическом строе всё самое передовое, на деле выглядит главным маргиналом и антисоциальным элементом. Дети, которые на экскурсии видят его изнурительный труд, не горят желанием пойти его дорогой. В "Любовной истории, или Трагедии телефонистки" он обращается одной из главных своих тем - сексу. Дальше также можно отметить последний фильм, который он снял в Югославии «В. Р. Мистерии организма». Несмотря на фееричность, и вкрапления документальных кадров, под конец главным мудаком получается советский фигурист по имени Владимир Ильич, который не смог совладать со своим сексуальным желанием, и убивает главную героиню. Простой работяга от станка тоже смотрится дурачком. В начале 1970-х либеральные времена закончились, а Макавеева спеслужбы даже пытались, по некоторым данным, убить. Ему пришлось уехать.

Очень важно отметить фильм "Когда я буду мёртым и белым" Живоина Павловича. В середине 1960-х были запущены радикальные экономические реформы, которые привели к ухудшению жизни значительной части населения. В Югославии и так, в отличие от СССР, не решили радикально проблему безработицы. Молодой сельскохозяйственный рабочий, оставшись без заработка, видит, что жить путём мошенничества, альфонства и примазывания к "творческим людям" гораздо легче, нежели честным путём. Из своего посёлка, через югославскую провинцию он проделывает длинный путь, и оказыватся в Белграде. Ни к чему хорошему это, в итоге, не приводит.

Далее надо упомянуть творчество Александра Петровича. Чем-то его работы схожи с теми, что у Кустурицы. Тоже регулярно показываются цыгане, а в "Скупщики перьев" - они главные герои. Совершенно параллельный абсурдный мир, никак не желающий вписываться в реалии социалистического государства, и жить по сообтветствующим правилам. Ему по атмосфере близок следующий того режиссёра  - "Скоро будет конец света" - абсолютно бессмысленная грубая жизнь, где в основном пьют, поют, и издеваются друг над другом. (Если бы гитлеровская Германия сохранилась к тому времени, и требовался пропагандистский фильм об этаких yнтерменшах, то можно было просто позаимствовать картину Петровича). Да, одним из первых образцов того, что именуется "Югославской чёрной волной" его "Папоротник и огонь", но поскольку он рассказывает про войну, мы это пропустим.

Наконец, "Ранние работы" Желимира Жилника. Здесь отображается дух молодёжных протестов 1968 года, который не обошёл и Югославию. Три молодых человека и одна девушка жаждут открыть для себя истинный марксизм и революционность. Они отправляются в путешествие по стране, пытаясь агитировать местное население. Фильм схож с творчеством Ж.-Л.Годара. 

Сам бы лично, кстати, хотел бы ещё глянуть "Есть любовь, нет любви"/"Има љубави, нема љубави" - он цветная мелодрама 1968 года, вовсе к "Чёрной волне" не относящаяся; с нашим Олегом Видовым в одной из главных ролей, и с некоторыми ведущими югославскими актёрами в дргуих. Но, к сожалению, где достать русские субтитры, в душе не знаю. У нас это, по-видимому, не показывали.

Далее произошло некоторое закручиванеи гаек; на режиссёров "Чёрной волны" стало оказываться давление, и некоторым из них пришлось уехать из страны. Пожалуй, все другие интересные фильмы, что могу вспомнить - 1980-х гг., уже после смерти Тито. 

Во-вторых. По своей смелости и откровенности их можно спокойно сравнить с теми, что снимались у нас во времена Перестройки. Только они не такие мрачные. Здесь и комедии, и детективы, и трагикомедии, и даже эротические фильмы...

Ну например, комедия "Мастера, мастера"("Majstori, majstori") (1980) Горана Марковича - про нравы, взхаимоотношения и скелеты в шкафу в педагогическом коллективе школы; показуху и бюрократию на исходе титовской эпохи. Его же трагикомедия "Тайваньская канаста" - про неустроенность жизни творческого человека, бывшего бунтаря 1960-х.

Вообще в 1980-е снимается определённое количество фильмов про события предыдущих эпох, иногда ностальгических.

Тут как раз можно вспомнить "Папа в командировке" Эмира Кустурицы, про титовские репрессии 1940-50-х, и его "Помнишь ли ты Долли Белл?" - воспоминания о юности из 1960-х. 

Ностальгическое про юность в 1968 году - также "Обманчивое лето'68" /"Варљиво лето ’68" Горана Паскалевича.

Про студенческие же волнения того года - "Как я был систематически уничтожен идиотом" трагикомедия (или как её лучше назвать) Слободана Шияна. У него же смотрел "Душитель против душителя", чёрная комедия, но дело уже происходит в настоящее время - в первой половине 1980-х, показаны молодёжная рок-тусовка и неформалы.

Сатирическую комедию  "Балканский шпион" стоит глянуть. Режиссёр - Душан Ковачевич. Позже он снял ещё один замечательный фильм - "Профессионал" 2003 года, но там уже про Югославию времён Милошевича.

Ещё из фильмов 1980-х хотелось бы отметить "Гости из Галактики", 1981 год - довольно-таки оригинальная фантастическая комедия. Заодно можно видеть жизнь Дубровника начала 1980-х.

Детектив "Алло, такси!"/"Хало такси" - просто показывает быт 1980-х, и его, очевидно, демонстрировали в СССР. Продублирован. Знаменитый актёр Велимир Бата Живоинович ходит, и бьёт морду окаянным мафиозам. 

Чуть не забыл про "Красоту порока"/"Лепота порока" 1986 года! Про то, как супруги из патриархальной черногорской глубинки оказываются на побережье. И жена устраивается работать на нудистский пляж.

Теперь о фильмах-ретроспективах о социалистической Югославии, снятых позднее.

"Разогреть вчерашний обед"/"Подгряване на вчерашния обед" - Болгария/Македония, 2002. Действие развивается с начала 1930-х, но дальше продолжается и во времена WWII, и в 1950-е годы. Титовские репрессии; женский концлагерь, вероятно, на Голом острове. Его показывали по "Культуре", а сейчас с переводом не факт, что найдёте...

"Погранзастава"/"Караула", 2006, Райко Грлича. Жизнь на погранзаставе рядом с Албанией в 1987 году. Развивающаяся напряжённая ситуация предзнаменует собой дальнейшие трагические события после распада Югославии. 

10
Прокомментировать
Ответить