Какие форматы обратной связи «власть-общество», кроме «Прямой линии», доступны в России?
- Во времена президентства Дмитрия Медведева, например, огромное количество обращений приходило в его социальные сети, особенно в ЖЖ, а сотрудники Администрации подключались к исполнению просьб о помощи людей в трудной жизненной ситуации. Я тогда работала в Агентстве социальной информации и мы по многим таким обращениям выступали консультантами, рекомендовали благотворительные организации, которые могли бы помочь, договаривались с экспертами, которые давали заключения по проблеме, и расписывали алгоритм действий как для обратившегося, так и в части возможного содействия ему со стороны власти (знаю, что целому ряду людей удалось помочь).
- Помимо ЖЖ в те время особое значение имел Твиттер - многие чиновники, например помощник Президента Аркадий Дворкович, использовали его для изучения мнения людей по разным вопросам и прорабатывающимся решениям. Еще раз: не как рупор, а именно спрашивали и читали комментарии, что важно.
Обращения граждан рассматривают не только сотрудники Администрации Президента, а чиновники всех уровней власти (все федеральные министерства и ведомства, регионалы и муниципалы). В 2006 году был принят Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (до этого были подобные документы СССР), в котором прописаны и личные приемы, и письменные обращения.
Общее у всех этих инструментов:Огромный потенциал применения полученной информации при верной ее обработке. Она могла бы стать ценным источником как для контрольно-надзорной деятельности, так и лучшим исследованием, задающим ориентиры для различных управленческих решений (включая приоритеты грантовых конкурсов для гражданских организаций в различных регионах. Мне бы как эксперту многих таких конкурсов это точно помогло принимать более взвешенные решения о рекомендации того или иного проекта к поддержке).
- Значительная часть обращений граждан – «не по адресу»; с вопросами, ответы на которые есть в публичных источниках; с несущественными или неадекватными предложениями. Обязанность чиновника одинаково реагировать независимо от сути обращения, а также его общественной значимости на практике вместо защиты прав граждан приводит к отпискам даже в случае поступления писем с изложением реальных, требующих вмешательства, проблем или ценных предложений по решению стоящих перед страной задач.
При этом не надо считать, что такая система удобна чиновникам – они буквально погребены под письмами граждан. Только в 27 федеральных министерств и ведомств в 2016 году пришло не менее 1,5 млн обязательных для ответа обращений.
При таком подходе проигрывают все.