Кто у буддистов бог, если Будда был человеком?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
3
6 ответов
Поделиться

В исходном своём варианте, который сохранился в виде хинаяны на Шри-Ланке и ещё в нескольких местах, буддизм понятия "бог" вообще не имеет. Сам Будда отказывался отвечать на вопрос о существовании-несущестовании богов (погуглите "10 вопросов, на которые не отвечал Будда"), но его последователи, в процессе развития философии, пришли к аргументированному атеизму.

В варианте махаяны в буддизме появились "бодхисатвы". Если в хинаяние спасение утопающего дело рук самого утопающего, то в махаяне есть бодхисатвы, которые достигли просветления, но вместо пребывания в нирване теперь помогают достичь просветления другим. К ним можно обращаться в молитвах. Т.е. они соответствуют святым в хритсианстве, например. Бога всё также нет или его роль выполняет Будда, как первый достигший нирваны.

В варианте ламаизма, который распространён и у нас в том числе, буддизм махаяны воспринял многое из тибетской мистики и местных верований. Вот там уже появилась целая куча богов, имеющих Тибетское происхождение.

7
-3

То есть буддизм это атеизм в лице религии

0
Ответить

А почему тогда ее считают 3 крупной религией

0
Ответить

В то виде, в котором его проповедовал Будда, это не религия, это этика. Т.е. учение о том, как жить долго и счастливо. Метафизические вопросы, которыми и занимается собственно религия, там сознательно игнорируются.

0
Ответить
Ещё 16 комментариев

Тут всё зависит от определения религии. Если считать "религией" именно веру в бога или богов - то буддизм не религия. А если считать "религией" определённое мировоззрение и поведение, объединяющее (religare) группу людей в одну общность, то буддизм уже и религия.

+4
Ответить

Есть такой текст Буддхавамса, это часть палийского канона, признаваемая основными буддийскими школами. Там описываются жизни 27 будд прошлого до Гаутамы. Поэтому он даже со своих слов — не первый, достигший нирваны.

0
Ответить

Не 27, а 24. Сама по себе Кхуддака-Никая, в которую входит Буддхавамса, является более поздним дополнением к канону. Возникла, видимо, под значительным влиянием джайнизма (первым учителем Будды был джайн, но сам Будда потом от джайнизма отошел). Да и само число 24 - это число тиртханкаров ("те, кто нашёл и показал путь к спасению", аналоги бодхисатв махаяны) джайнизма. Многие метафизические концепции буддизма заимствованы из джайнизма (дживы у джайнов и дхармы у буддистов, например), при том что сам Будда в сових проповедям метафизики старательно избегал. Так что параллели у позднего буддизма и джайнизма, в метафизической части, довольно существенны.

0
Ответить

@Denis Scliarov, буддизм очень терпим к культам народов.

Если древний христианский миссионер, придя в языческое селение, шёл в капище и разбивал идола, после чего перед возмущёнными селянами произносил проповедь о тщетности почитания ложных богов и о христианском учении, которое освобождает их от рабства демонам, то древний буддийский миссионер поступал иначе. Придя в такое селение, он тоже шёл в местное капище, но для того, чтобы демонстративно воздавать почести здешнему идолу, а через некоторое время, завоевав доверие местных жителей, начинал рассказывать истории о том, что их чтимое божество будто бы одно из воплощений Будды, или что оно на небесах приняло буддизм, и затем уже переходил собственно к буддийскому учению.

0
Ответить

Если вы опираетесь на какие-то конкретные тексты, то нужно привести цитату, где будда говорит, что является первым живым существом, достигшим нирваны.

0
Ответить

Есть Сиддхартха Гаутама Шакья Муни, прозванный Буддой, потому как достиг просветления и изобрёл соответсвующее философское учение. И есть абстрактный "Будда" тхеравады, для которого принц Шакья Муни есть 24 воплощение и должно ещё быть 25. Вы сейчас про которого из двух? Первый на подобные вопросы не отвечал (см. 10 запрещённых вопросов Будды).

0
Ответить

Меня удивила конкретно формулировка в ответе 

первый достигший нирваны

Если бы там было написано: «достигший нирваны раньше других», вопросов бы не возникло.

0
Ответить

Ну, это же не конференция по буддизму, чтоб прям за каждой буквой следить. В общих чертах как-то так.

-1
Ответить

Будда не всю Трипитаку написал. Он вообще ничего не писал, писали за ним. И есть конкретные 10 вопросов, на которые Будда ответа не давал принципиально. И вопросы существования - несуществования богов как раз входят в число этих 10. Т.е. этот фрагмент, скорее всего, уже вставка более поздняя. Индийская философская традиция допускает изложение своих мыслей не от своего лица, а от лица какой-либо легендарной личности или бога. Поэтому очень трудно разобраться, что Будда действительно говорил, а что потом за него додумали.

0
Ответить

Я не знаю на основе каких источников вы изучали предмет, но с точки зрения буддистов Тхеравады (если мне не верите - монахов спросите, тут есть несколько тхеравадинских бхикку) Канон (Типатака) есть наиболее полное и исчерпывающее описание учения Будды Готамы, письменная кодификация которого была составлена в 1 веке н.э. на Шри-Ланке (до этого писание передавалось устно, поэтому многие сутты начинаются словами Evaṃ me sutaṃ, "так я слышал"). И вот в каноне боги упоминаются чуть ли не в каждой второй сутте. Собственно согласно канонической версии просветления, Будда после того как достиг просветлени не собирался вести проповедь. Но ему явилось божество из мира Брахмы, по имени Брахма Сахампати, которое убедило его в том, что в мире есть люди сознание котрых не настолько загрязнено чтобы не смог воспринимать Дхамму. В одной из ключевых сутт канона, а именно Дхамма-Чакка-Паваттана Сутте ("Сутта запуска колеса учения"), в которой описывается первая проповедь Будды после просветления описана реакция божеств: 

"Услышав глас "Обладающих властью, данной другими" (паранимитта-васа-ватти) богов, боги сонма Брахмы вслед возгласили: "Ныне в Баранаси, в роще Исипатана, запущено Татхагатой Колесо Благородной Дхаммы, которого не остановить ни отшельнику, ни брахману, ни богу, ни Маре, ни Брахме и никому во вселенной".

В тхеравадинской космологии есть даже подробно прописанная иерархия божественных миров. 

В Буддизме лишь нет предстввлени о боге-творце, создателе мира. Соответственно и Будда не давал ответа на вопрос о начале мира, говоря что не видит (после просветления он обладал всеведением) момента появления мира. Мир в буддийской космологии постоянно создается и снова разрушается и боги, какими бы могущественными существами они не были, так же как и жители других миров подвержены смерти и страданиям, несмотря на то, что продолжительность их жизни составляет миллиарды лет, а страдания (дукху) невозможно сравнить с человеческими

0
Ответить

Дасгупта, "История индийской философии ", Чаттерджи, Датта "Индийская философия", "Энциклопедия абхидхамы" Васубандху. Саму "Трипитаку" читал очень фрагментарно. Но как бы этим троим я доверяю. Плюс ещё куча статей тематических. Мне просто очень нужна была в работе индийская философия, пришлось углубиться. Только меня интересовал не сам текст, а его историко-философский анализ. Как-то так.

0
Ответить

То есть, грубо говоря, вы читали то, что мусульмане пишут про христианство! :)))))

0
Ответить

Как бы все четыре автора - самые настоящие индийские индусы, причём первый - один из верхних авторитетов в индийской философии, а третий - чуть ли не отец-основатель буддистской энциклопедистики, причём жил он не так уж и далеко (по месту и по времени) от Будды. Поэтому, грубо говоря, Вы демостритуете своё невежество в области исследования индийской философии.

0
Ответить

Боже, какая сложная религия этот буддизм! Христианство уж куда проще. Может, есть и более простые религии? Может, из тех, где молятся духу белого гиппопотама?
И вопрос-шутка: в дзэн-буддизме бог Дзэн-Будда?

0
Ответить

Если читать только Евангелие - то да. Так если Буддизм читать ближе к первоисточнику, там тоже ничего сложного. А попробуйте, помимо Евангелия, ещё и все наставления всех святых отцов перечитать, причём не только наших, а ещё и католических, всякие папские энциклики и прочее, а потом ещё протестантсво появилось... Вот только в буддизме всё это на тысячу лет раньше началось.

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Шримад-бхагаватам 1.3.24 Перевод

Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны.

Комментарий

Господь Будда, могущественное воплощение Личности Бога, явился в провинции Гая (Бихар) как сын Анджаны и проповедовал учение о непричинении вреда живому, осуждая даже разрешенные Ведами жертвоприношения животных. Во времена Господа Будды люди в большинстве своем были атеистами. Мясо животных они предпочитали всему остальному. Под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были устроены настоящие скотобойни. Господь Будда из сострадания к несчастным животным, которых забивали без всяких ограничений, проповедовал ненасилие. Проповедуя, он утверждал, что не верит догмам Вед, и подчеркивал, что убийство животных оказывает крайне неблагоприятное воздействие на психику людей. Малоразумные люди века Кали, не имевшие веры в Бога, стали соблюдать установленные им принципы, и какое-то время действительно придерживались моральных норм и принципа ненасилия, который является первой ступенью на пути к осознанию Бога. Он обманул атеистов, следовавших его принципам, потому что они не верили в Бога, но зато безоговорочно верили в Господа Будду, который сам был воплощением Бога. Так он заставил неверующих уверовать в Бога в образе Господа Будды. В этом заключается милость Господа Будды: он заставил неверующих поверить в него.

Перед приходом Господа Будды убийство животных было распространено в обществе повсеместно. Люди называли это ведическими жертвоприношениями. Поверхностных читателей Вед, принимающих это знание не по цепи авторитетной ученической преемственности, витиеватый стиль этих книг вводит в заблуждение. В «Бхагавад-гите» дается характеристика таких глупых ученых (авипаш́читах̣). Недалекие «знатоки» ведической литературы, не заботящиеся о том, чтобы принять трансцендентное послание из трансцендентного источника ученической преемственности, неизбежно сбиваются с толку. Для них все сводится к ритуальным церемониям. Как утверждается в «Бхагавад-гите» (15.15), ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйах̣: все Веды призваны помочь человеку постепенно встать на путь, ведущий к Верховному Господу. Вся ведическая литература посвящена познанию Верховного Господа, индивидуальной души, космического проявления и их взаимоотношений. Когда эти взаимоотношения поняты, начинается соответствующая им деятельность, благодаря которой можно легко достичь высшей цели жизни — вернуться к Богу. К сожалению, тех, кто, изучая Веды, не следует путем авторитетов, привлекают только очистительные обряды, и это препятствует их естественному прогрессу.

Для таких сбитых с толку людей с атеистическими наклонностями Господь Будда является олицетворением теизма. Поэтому он хотел прежде всего положить конец обычаю убийства животных. Убийцы животных представляют собой опасность на пути, ведущем обратно к Богу. Есть два типа убийц животных. Иногда душу тоже называют «животным», то есть живым существом. Таким образом, и те, кто забивает животных, и те, кто забыл, что они — душа, в равной мере являются убийцами животных.

Махараджа Парикшит сказал, что только убийцы животных не способны наслаждаться трансцендентным посланием Верховного Господа. Поэтому, как уже говорилось, для того, чтобы вести людей к Богу, их нужно научить отказаться от убийства животных. Невозможно придумать большей нелепицы, чем утверждение о том, что убийство животных не имеет никакого отношения к духовному самоосознанию. Эта опасная теория по милости Кали-юги породила множество так называемых санньяси, которые, прикрываясь Ведами, проповедуют убийство животных. Этот вопрос уже обсуждали в Своей беседе Господь Чайтанья и мулла Чханд Кази Шахеб. Принесение животных в жертву, о котором говорится в Ведах, не имеет ничего общего с бесконтрольным истреблением их на бойнях. Из-за того, что асуры — так называемые знатоки ведических писаний — оправдывали убийство животных цитатами из Вед, Господь Будда на словах отверг авторитет Вед. Он пошел на это, чтобы уберечь людей от греха убийства животных, а несчастных животных — от боен, устраиваемых их старшими братьями, которые много говорят о всеобщем братстве, мире, справедливости и равенстве. Пока убиваются животные, о справедливости не может быть и речи. Господь Будда хотел прекратить это повсюду, поэтому его учение ахимсы распространилось не только в Индии, но и за ее пределами.

Формально философию Господа Будды относят к атеистическим философиям, так как она не признает Верховного Господа и отвергает авторитет Вед. На самом же деле Господь замаскировал Свои намерения. Господь Будда — воплощение Бога и, следовательно, изначальный учитель ведического знания. Поэтому он не может отвергать философию Вед. Но он сделал вид, что отвергает ее, потому что сура-двиша, демоны, враждебно относящиеся к преданным Бога, ссылаясь на Веды, пытались оправдывать убийство коров и других животных, а сейчас этим занимаются нынешние так называемые санньяси. Господь Будда был вынужден полностью отвергнуть авторитет Вед. Не будь это просто формальностью, Господа Будду не признавали бы воплощением Бога, а поэт Джаядева, ачарья вайшнавов, не поклонялся бы ему в своих трансцендентных песнях. Господь Будда (как и Шанкарачарья) проповедовал начальные принципы Вед в наиболее приемлемой для того времени форме, утверждая тем самым их авторитет. Таким образом, и Господь Будда, и Ачарья Шанкара прокладывали путь теизму, а ачарьи вайшнавов, в особенности Господь Шри Чайтанья Махапрабху, вели по нему людей к достижению цели этого пути — возвращению к Богу.

Нас радует, что люди проявляют интерес к движению ахимсы Господа Будды. Но отнесутся ли они к нему настолько серьезно, чтобы закрыть все бойни? Если нет, культ ахимсы теряет всякий смысл.

«Шримад-Бхагаватам» был составлен перед самым началом века Кали (около пяти тысяч лет назад), а Господь Будда приходил около двадцати шести столетий тому назад. Таким образом, в «Шримад- Бхагаватам» предсказан приход Господа Будды. Таков авторитет этого ясного писания. В нем содержится много подобных пророчеств, и они сбываются одно за другим. Так будет подтверждаться безупречная репутация «Шримад-Бхагаватам», свободного от любых ошибок, иллюзии, обмана и несовершенств — четырех недостатков, присущих всем обусловленным душам. Освобожденные души выше этих недостатков, поэтому способны видеть и предсказывать события, которые произойдут в далеком будущем.

2
0

Вот из приведённого текста, с комментарием Прабхупады, понятно кому поклоняются кришнаиты.
Зачем Богу врать? Зачем обманывать? Бог есть истина, а по индуистским текстам, Бог лжёт. А если Бог лжёт, то кого можно назвать честным?Стоит задуматься, а Бог ли это?
Ин.Гл.8 Ст. 44 Ваш отец ДИАВОЛ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и НЕ УСТОЯЛ В ИСТИНЕ, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец И ОТЕЦ ЛЖИ.
И что ожидает этого отца лжи?
Откр.Гл.20 Ст. 10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Вот оно учение кришнаитов. Вместо того, чтобы открывать истину,вести людей к спасению, их "бог" обманывает других, по крайней мере их "писания" представляют его таким. А если согласно их писаниям, их бог приходит обманывать, то можно ли в принципе верить подобным текстам? Решайте сами.
Ознакомиться с материалами о кришнаитах, вы можете на наших сайтах:
https://antiom.ru/blog
https://real-krishna.ru/

0
Ответить
Прокомментировать

Пантеизм есть и в христианстве - богоподобие, есть апостолы, святители, святые, ангелы. Человек есть сначала духовное, потом, социальное и телесное. Основы  Целого духовные, которые определяют содержание частей.  В исламе Бог, как целое  персонифицирован, поэтому он строго следит за своими верующими как Человек, отмечая достойное и недостойное. Ислам, как вера формирует культуру мышления от целого к частям через персону Аллаха.. В христианстве Бог представлен в виде Святой Троицы, которая животворяща и создаёт мир. Поэтому и человек в христианстве богоподобен и творческий, созидающий мир пространства -времени, цветовой мир, Ноосферу. Объясняют эти процессы в своих основах  все три религии  одинаково и все три религии в основе утверждают гуманизм в развитии цивилизации и человеколюбие.. 

Доказательство в книге Николай Гаша. Животворящая Троица. (Гуманистический менеджмент христианства)  http://philosophystorm.org/sites/default/files/zhivotvoryashchaya_troica_0.docx

В отличии от трёх мировых религий иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. То есть, мышление формируется от частей к Целому.     У евреев есть вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться в случае появления проблем в поведении. Для них Бог есть дух, абсолютное существо, которые подарил Тору. Любовь начинается от любви к себе, семье, евреям и все другим людям. Любовь легко переходит в свою противоположность, если кто-то .. просто надоел, как гость. Это уже принципы организации секты, а не религии. Поэтому в иудаизме терпимо относятся к различным ортодоксальным течениям, в том числе и секте Хаббад.

1
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

В буддизме много богов. Поскольку буддизм комфортнее всего себя чувствует в странах, где раньше был шаманизм, то разного рода божеств и демонов упоминается довольно много.

Будда дал учение через четыре этапа. Четыре колесницы.

Махаяна - широкая, великая колесница, путь для мирян, путь менее строгий в предписаниях и обетах. адаптированный под широкое применение больших масс людей. Махаяна сильно мистифицирована и в ней много богов. Потому что простые люди, крестьяне, которым нет времени много заниматься практикой (они вынуждены работать в поле), не могут без богов как таковых, и им проще чтобы им благоволила некая сила, которая бы оберегала и поддерживала, и требуется в основном лишь совершить обряды, подношения.

Хинаяна - узкая колесница, учение старейшин, или еще "учение старцев". В Азии старейшин всегда почитали, перед стариком положено было почтительно склоняться, по возможности помочь, если они слабы и стары. Так было всегда в Тайланде, Шри-Ланке, и, конечно, Индии. Хинаяна - это более строгий путь, если угодно западный термин более "рациональный" путь. И в хинаяне тоже есть божества. Но им не предается большого значения и путь служения не выделяется как основной. Есть, например, класический хинаянский текст - укрощение наги Нандопаланды - https://www.theravada.su/node/2265. Поскольку классический буддизм стал тесно ассциироваться Тхеравадой (хинаяной), возникло представления о будизме как о нетеистическом или даже атеистическом учении. почти все монахи, которые есть, они и есть тхеравадины, последователи ортодоксальной и консервативной школы, а те ,кто не монахи, не в полной мере буддисты. Они претендуют на право изначального учения Дхармы, именно того, которое давал Будда при жизни своим ученикам не-мирянам. В Хинаяне божества не отрицаются, просто им не требуется служение, почитание. Считается, что воздейсвтие божества как сущности на ум, может слишком сильно влиять и переходить в форму привязанности, что мешает окончательному Освобождению.

Ваджраяна - алмазная колесница, это путь, который Будда дал для избранных, особый путь, с элементами магии, усложненной линией премственности, сильно выделенной ритуальной стороной. Буддизм алмазного пути распространен на Тибете, и ведущими были всегда две школы - гелуг-па (желтые шапки) и риг-па (красные шапки). К традции Гелуг принадлежит и Далай-Лама, современный духовный лидер буддизма. Красные шапки позже стали больше обособляться, т. к. между желтошапочниками и красношапочниками произошел конфликт из-за церемониально-обрядовой стороны. Желтым не нравилось как красные перебарщивают с увлечением магии и персонификацией личностей своих гуру наставников. Тибетский буддизм, алмазный буддизм, он имеет довольно много почитаемых сущностей.

Тантраяна - тайная колестница. Это путь Будда преподал самым последним, и все в нем завязано на тайном, сокровенном учении Тантры, весьма-весьма близким по содержанию тантрам индуизма. Тут тоже довольно много божеств.

Есть еще Дзен, как учение о свободном уме, гибком и неисчерпаемом, касательно которого есть споры в датировке возникновения. Согласно японской легенде, Дзен Будда передал на Грифооновой Горе, месте где собирались бодхисаттвы-махасатвы послушать Благословенного, и Совершенного, и ногда к ним спскались с небес такие боги как Брахма и Индра, послушать поучения Будды. Он передал учение Дзен так, что заметить это смогли только несколкьо избранных мудрецов, чей ум был достаточно ясен и открыт для этого, и даже боги не смогли этого осознать и прочувствовать. Однако исследователи полагают, что все же эта легенда озникла позже в Японии, что отразилось в довольно большом количестве поздних сутр. Позже индийский Просветленный Бодхи-Дхарма (440–528 годы жизни), который 9 лет созерцал в пещере каменную стену и смог очистить свой ум, передал учение Дзен в Японию. Дзен строго держится на преемственности передачи учения, которое обычно один учитель передает единственному ученику. Но инода учителя учат и более одного ученика. В Дзене как таковых сущностей почти не признают или не придают существенного значения. Они так же избегают письменности, если это возможно, стараясь все держать по памяти и передавать устно.

Теперь о самх богах. Чаще всего эти сущности встречаются в иконографии Махаяны и Ваджраяны. Это либо гневные божества, либо существа благие. Они быывают женские и мужские, покровительствуют конкретным местам, чаще всего какой-то горе. Гневные карают нарушителей обетов. Благие покровительствуют соблюдению благих обетов. Некоторые такие божества почитаются как гуру, незримые наставники для учеников. Например - Махакала, гневное божество, или Ваджрасаттва, обладающий Всеведеньем, который уничтожает невежество как удар молнии одним своим появлением. Некоторые такие божества используются для магических ритуалов, другие, напротив, могут развеять проклятия и всякую черную магию одним своим появлением. колдовство всякого рода, всегда было серьезной проблемой для многих стран Азии. Махакала изображается как мыслящее существо с черной кожей, который обрел Просветление. в буддизме все существа могут обрести Просветелние, и те, которые страдаюют от неутомимого голода в аду, голодные духи и те, кто существует достаточно счастливо - вроде людей. Так же упоминаются гандхарвы, ракшасы, наги, преты, гаруда, и множество мифологических существ. Они так или иначе почитаются. Демоническая природа некоторых сущностей не делает их врагами человечекого рода, так как буддизм не антропоцентричен, и уверяет, что большинству злых сущностей дела до людей особо нет, до определленного момента. Как, скажем, нет дела барсу-людеду, обитающему на вершинах Гималаев, до меня или вас, кто живет далеко в России. Демоны в буддизме могут очистится и обрести Просветеление, но им это сделать трудне, чем людям. Потому что их природа полна ярости и голода. Их желания гораздо сильнее. На ваджраянской иконографии (тханку) можно увидеть изображения множества причудливых существ, чей вид может быть отталкивающим и даже пугающим, если человек не понимает истинного смысла таких изображений. Иногда еще они помещаются на Йидамы, образы, предназначенные для медитативной сохерцательной фокусировки.

Божество смерти в тибетском буддизме - является спящее, грезящее и иллюзорное, но в то же время реальное, божество, которое называют Яма. В тибетской Книге Мертвых, которая называестя на тибестком Бардо Тхёдол, есть эсхатологическая часть учения, в которой описывается как божество Яма судит смертных за добрые и благие дела, и распределяет их посмертную участь в следующих инкарнациях. Божество Яма является чем-то вроде иманации божества Мара перекочевавшей из Индии в Тибет. Но оно так же связано и с шаманским учением Бон.

1
0
Прокомментировать

Буддизм относится к пантеистическим религиям, в нём Бог не персонифицирован, он выражен скорее в некотором общемировом принципе, духе. Бог иммонентен миру, и у буддистов абсолютный конец, т.е. освобождение от кармы или спасение — и есть полное растворение личного ума (не души, её в буддизме нет!) в этом мировом духе. Это и понимается как «ничто» или нирвана.

P.s. Будда является человеком только в буддизме Тхеравады (Хинаяны), в Махаяне (и, следовательно, в Ваджраяне) всё сложнее.

2
-3
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью