Кто у буддистов бог, если Будда был человеком?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
3
6 ответов
Поделиться

Божества в некоторых буддийских школах — это формы воплощения ума. В буддизме рассматриваются разные миры. Мир людей — один из миров, в котором основа ума присоединяется к форме человека. В другом мире — основа ума может присоединиться к форме божества. Это зависит от накопленных умом кармических условий, от структуры, сконструированной частями ума. Если ум пришил себе пуговицы нужного размера, то он может пристегнуться к форме божества. Божества могут испытывать меньшие трудности, проблемы и страдания, чем люди, но они не избавлены от страданий, и считается, что в форме божества сложнее раскрыть природную свободу ума, чем в человеческой.

В буддизме есть разница между бытием и существованием. Кто-то может быть в нирване и при этом он может не существовать в состоянии сансары. То есть, существование определяется вовлечённостью в причинно-следственный процесс. В буддизме есть три признака существования любого сознания:

  1. Изменяемость. Ничто не существует в каком-то одном и том же вечном положении. Всё движется и изменяет свои свойства.

  2. Взаимообусловленность с другими явлениями. Ничто не существует само по себе, вне связи со всем остальным миром. Если меняется сознание, то меняется и мир. Если меняется мир, то меняется и сознание.

  3. Неудовлетворённость. Беспокойство. Всё, что существует — волнуется, беспокоится, стремится куда-то.

В буддийской традиции считается, что законы мира не создаются и не исчезают. Они есть всегда. То есть, нет какого-то существа, определяющего, сотворяющего все законы мира. Есть свободные вечные подвижные изменяющиеся умы, ниоткуда не появлявшиеся и никуда не пропадающие. Эти свободные умы могут создавать для себя миры для существования, примерно как человек создаёт виртуальные миры для игр. Но законы, по которым эти миры работают, никто не создавал, они просто есть.

Теперь, если мы попытаемся по этим трём признакам определить в нашем мире существование в буддийском смысле какого-либо божественного сознания, мы должны будем ответить на вопросы: Бог изменяется? Бог зависит от других явлений? Бог испытывает неудовлетворённость, беспокоится, стремится к чему-либо? Если ответами будет «НЕТ», то можно будет сказать: в этом случае такое сознание не существует. Но, как я уже сказал, несуществование не означает небытие. И на вопрос: «Бог есть?» буддист не ответит ни утвердительно, ни отрицательно. Потому что есть ещё нирвана, как форма бытия. Эта форма бытия описывается только апофатически, то есть с помощью слова «НЕТ». Например, мы знаем, что в нирване есть какое-то свободное от всего сознание. Оно ни с чем не связано, но оно есть. Оно ни от чего не зависит, но оно есть. Оно не движется относительно чего-либо, но оно есть. Оно ни о чём не беспокоится, никуда не стремится, не испытывает страданий, неудовлетворённостей, но оно есть. Если под словом Бог понимается именно такое сознание в нирване, то про него буддист ответит: оно не существует, но пребывает в нирване.

13
0
Прокомментировать

В исходном своём варианте, который сохранился в виде хинаяны на Шри-Ланке и ещё в нескольких местах, буддизм понятия "бог" вообще не имеет. Сам Будда отказывался отвечать на вопрос о существовании-несущестовании богов (погуглите "10 вопросов, на которые не отвечал Будда"), но его последователи, в процессе развития философии, пришли к аргументированному атеизму.

В варианте махаяны в буддизме появились "бодхисатвы". Если в хинаяние спасение утопающего дело рук самого утопающего, то в махаяне есть бодхисатвы, которые достигли просветления, но вместо пребывания в нирване теперь помогают достичь просветления другим. К ним можно обращаться в молитвах. Т.е. они соответствуют святым в хритсианстве, например. Бога всё также нет или его роль выполняет Будда, как первый достигший нирваны.

В варианте ламаизма, который распространён и у нас в том числе, буддизм махаяны воспринял многое из тибетской мистики и местных верований. Вот там уже появилась целая куча богов, имеющих Тибетское происхождение.

7
-3

То есть буддизм это атеизм в лице религии

0
Ответить

Буддизм это не религия, это этико-философское учение. Оно может надстраиваться над религией или атеизмом.

+2
Ответить

А почему тогда ее считают 3 крупной религией

0
Ответить
Ещё 17 комментариев

В то виде, в котором его проповедовал Будда, это не религия, это этика. Т.е. учение о том, как жить долго и счастливо. Метафизические вопросы, которыми и занимается собственно религия, там сознательно игнорируются.

0
Ответить

Считают для удобства.

+1
Ответить

Тут всё зависит от определения религии. Если считать "религией" именно веру в бога или богов - то буддизм не религия. А если считать "религией" определённое мировоззрение и поведение, объединяющее (religare) группу людей в одну общность, то буддизм уже и религия.

+4
Ответить

Есть такой текст Буддхавамса, это часть палийского канона, признаваемая основными буддийскими школами. Там описываются жизни 27 будд прошлого до Гаутамы. Поэтому он даже со своих слов — не первый, достигший нирваны.

0
Ответить

Не 27, а 24. Сама по себе Кхуддака-Никая, в которую входит Буддхавамса, является более поздним дополнением к канону. Возникла, видимо, под значительным влиянием джайнизма (первым учителем Будды был джайн, но сам Будда потом от джайнизма отошел). Да и само число 24 - это число тиртханкаров ("те, кто нашёл и показал путь к спасению", аналоги бодхисатв махаяны) джайнизма. Многие метафизические концепции буддизма заимствованы из джайнизма (дживы у джайнов и дхармы у буддистов, например), при том что сам Будда в сових проповедям метафизики старательно избегал. Так что параллели у позднего буддизма и джайнизма, в метафизической части, довольно существенны.

0
Ответить

Если вы опираетесь на какие-то конкретные тексты, то нужно привести цитату, где будда говорит, что является первым живым существом, достигшим нирваны.

0
Ответить

Есть Сиддхартха Гаутама Шакья Муни, прозванный Буддой, потому как достиг просветления и изобрёл соответсвующее философское учение. И есть абстрактный "Будда" тхеравады, для которого принц Шакья Муни есть 24 воплощение и должно ещё быть 25. Вы сейчас про которого из двух? Первый на подобные вопросы не отвечал (см. 10 запрещённых вопросов Будды).

0
Ответить

Меня удивила конкретно формулировка в ответе 

первый достигший нирваны

Если бы там было написано: «достигший нирваны раньше других», вопросов бы не возникло.

0
Ответить

Ну, это же не конференция по буддизму, чтоб прям за каждой буквой следить. В общих чертах как-то так.

-1
Ответить

Будда не всю Трипитаку написал. Он вообще ничего не писал, писали за ним. И есть конкретные 10 вопросов, на которые Будда ответа не давал принципиально. И вопросы существования - несуществования богов как раз входят в число этих 10. Т.е. этот фрагмент, скорее всего, уже вставка более поздняя. Индийская философская традиция допускает изложение своих мыслей не от своего лица, а от лица какой-либо легендарной личности или бога. Поэтому очень трудно разобраться, что Будда действительно говорил, а что потом за него додумали.

0
Ответить

Я не знаю на основе каких источников вы изучали предмет, но с точки зрения буддистов Тхеравады (если мне не верите - монахов спросите, тут есть несколько тхеравадинских бхикку) Канон (Типатака) есть наиболее полное и исчерпывающее описание учения Будды Готамы, письменная кодификация которого была составлена в 1 веке н.э. на Шри-Ланке (до этого писание передавалось устно, поэтому многие сутты начинаются словами Evaṃ me sutaṃ, "так я слышал"). И вот в каноне боги упоминаются чуть ли не в каждой второй сутте. Собственно согласно канонической версии просветления, Будда после того как достиг просветлени не собирался вести проповедь. Но ему явилось божество из мира Брахмы, по имени Брахма Сахампати, которое убедило его в том, что в мире есть люди сознание котрых не настолько загрязнено чтобы не смог воспринимать Дхамму. В одной из ключевых сутт канона, а именно Дхамма-Чакка-Паваттана Сутте ("Сутта запуска колеса учения"), в которой описывается первая проповедь Будды после просветления описана реакция божеств: 

"Услышав глас "Обладающих властью, данной другими" (паранимитта-васа-ватти) богов, боги сонма Брахмы вслед возгласили: "Ныне в Баранаси, в роще Исипатана, запущено Татхагатой Колесо Благородной Дхаммы, которого не остановить ни отшельнику, ни брахману, ни богу, ни Маре, ни Брахме и никому во вселенной".

В тхеравадинской космологии есть даже подробно прописанная иерархия божественных миров. 

В Буддизме лишь нет предстввлени о боге-творце, создателе мира. Соответственно и Будда не давал ответа на вопрос о начале мира, говоря что не видит (после просветления он обладал всеведением) момента появления мира. Мир в буддийской космологии постоянно создается и снова разрушается и боги, какими бы могущественными существами они не были, так же как и жители других миров подвержены смерти и страданиям, несмотря на то, что продолжительность их жизни составляет миллиарды лет, а страдания (дукху) невозможно сравнить с человеческими

0
Ответить

Дасгупта, "История индийской философии ", Чаттерджи, Датта "Индийская философия", "Энциклопедия абхидхамы" Васубандху. Саму "Трипитаку" читал очень фрагментарно. Но как бы этим троим я доверяю. Плюс ещё куча статей тематических. Мне просто очень нужна была в работе индийская философия, пришлось углубиться. Только меня интересовал не сам текст, а его историко-философский анализ. Как-то так.

0
Ответить

То есть, грубо говоря, вы читали то, что мусульмане пишут про христианство! :)))))

0
Ответить

Как бы все четыре автора - самые настоящие индийские индусы, причём первый - один из верхних авторитетов в индийской философии, а третий - чуть ли не отец-основатель буддистской энциклопедистики, причём жил он не так уж и далеко (по месту и по времени) от Будды. Поэтому, грубо говоря, Вы демостритуете своё невежество в области исследования индийской философии.

0
Ответить

Боже, какая сложная религия этот буддизм! Христианство уж куда проще. Может, есть и более простые религии? Может, из тех, где молятся духу белого гиппопотама?
И вопрос-шутка: в дзэн-буддизме бог Дзэн-Будда?

0
Ответить

Если читать только Евангелие - то да. Так если Буддизм читать ближе к первоисточнику, там тоже ничего сложного. А попробуйте, помимо Евангелия, ещё и все наставления всех святых отцов перечитать, причём не только наших, а ещё и католических, всякие папские энциклики и прочее, а потом ещё протестантсво появилось... Вот только в буддизме всё это на тысячу лет раньше началось.

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

В буддизме много богов. Поскольку буддизм комфортнее всего себя чувствует в странах, где раньше был шаманизм, то разного рода божеств и демонов упоминается довольно много.

Будда дал учение через четыре этапа. Четыре колесницы.

Махаяна - широкая, великая колесница, путь для мирян, путь менее строгий в предписаниях и обетах. адаптированный под широкое применение больших масс людей. Махаяна сильно мистифицирована и в ней много богов. Потому что простые люди, крестьяне, которым нет времени много заниматься практикой (они вынуждены работать в поле), не могут без богов как таковых, и им проще чтобы им благоволила некая сила, которая бы оберегала и поддерживала, и требуется в основном лишь совершить обряды, подношения.

Хинаяна - узкая колесница, учение старейшин, или еще "учение старцев". В Азии старейшин всегда почитали, перед стариком положено было почтительно склоняться, по возможности помочь, если они слабы и стары. Так было всегда в Тайланде, Шри-Ланке, и, конечно, Индии. Хинаяна - это более строгий путь, если угодно западный термин более "рациональный" путь. И в хинаяне тоже есть божества. Но им не предается большого значения и путь служения не выделяется как основной. Есть, например, класический хинаянский текст - укрощение наги Нандопаланды - https://www.theravada.su/node/2265. Поскольку классический буддизм стал тесно ассциироваться Тхеравадой (хинаяной), возникло представления о будизме как о нетеистическом или даже атеистическом учении. почти все монахи, которые есть, они и есть тхеравадины, последователи ортодоксальной и консервативной школы, а те ,кто не монахи, не в полной мере буддисты. Они претендуют на право изначального учения Дхармы, именно того, которое давал Будда при жизни своим ученикам не-мирянам. В Хинаяне божества не отрицаются, просто им не требуется служение, почитание. Считается, что воздейсвтие божества как сущности на ум, может слишком сильно влиять и переходить в форму привязанности, что мешает окончательному Освобождению.

Ваджраяна - алмазная колесница, это путь, который Будда дал для избранных, особый путь, с элементами магии, усложненной линией премственности, сильно выделенной ритуальной стороной. Буддизм алмазного пути распространен на Тибете, и ведущими были всегда две школы - гелуг-па (желтые шапки) и риг-па (красные шапки). К традции Гелуг принадлежит и Далай-Лама, современный духовный лидер буддизма. Красные шапки позже стали больше обособляться, т. к. между желтошапочниками и красношапочниками произошел конфликт из-за церемониально-обрядовой стороны. Желтым не нравилось как красные перебарщивают с увлечением магии и персонификацией личностей своих гуру наставников. Тибетский буддизм, алмазный буддизм, он имеет довольно много почитаемых сущностей.

Тантраяна - тайная колестница. Это путь Будда преподал самым последним, и все в нем завязано на тайном, сокровенном учении Тантры, весьма-весьма близким по содержанию тантрам индуизма. Тут тоже довольно много божеств.

Есть еще Дзен, как учение о свободном уме, гибком и неисчерпаемом, касательно которого есть споры в датировке возникновения. Согласно японской легенде, Дзен Будда передал на Грифооновой Горе, месте где собирались бодхисаттвы-махасатвы послушать Благословенного, и Совершенного, и ногда к ним спскались с небес такие боги как Брахма и Индра, послушать поучения Будды. Он передал учение Дзен так, что заметить это смогли только несколкьо избранных мудрецов, чей ум был достаточно ясен и открыт для этого, и даже боги не смогли этого осознать и прочувствовать. Однако исследователи полагают, что все же эта легенда озникла позже в Японии, что отразилось в довольно большом количестве поздних сутр. Позже индийский Просветленный Бодхи-Дхарма (440–528 годы жизни), который 9 лет созерцал в пещере каменную стену и смог очистить свой ум, передал учение Дзен в Японию. Дзен строго держится на преемственности передачи учения, которое обычно один учитель передает единственному ученику. Но инода учителя учат и более одного ученика. В Дзене как таковых сущностей почти не признают или не придают существенного значения. Они так же избегают письменности, если это возможно, стараясь все держать по памяти и передавать устно.

Теперь о самх богах. Чаще всего эти сущности встречаются в иконографии Махаяны и Ваджраяны. Это либо гневные божества, либо существа благие. Они быывают женские и мужские, покровительствуют конкретным местам, чаще всего какой-то горе. Гневные карают нарушителей обетов. Благие покровительствуют соблюдению благих обетов. Некоторые такие божества почитаются как гуру, незримые наставники для учеников. Например - Махакала, гневное божество, или Ваджрасаттва, обладающий Всеведеньем, который уничтожает невежество как удар молнии одним своим появлением. Некоторые такие божества используются для магических ритуалов, другие, напротив, могут развеять проклятия и всякую черную магию одним своим появлением. колдовство всякого рода, всегда было серьезной проблемой для многих стран Азии. Махакала изображается как мыслящее существо с черной кожей, который обрел Просветление. в буддизме все существа могут обрести Просветелние, и те, которые страдаюют от неутомимого голода в аду, голодные духи и те, кто существует достаточно счастливо - вроде людей. Так же упоминаются гандхарвы, ракшасы, наги, преты, гаруда, и множество мифологических существ. Они так или иначе почитаются. Демоническая природа некоторых сущностей не делает их врагами человечекого рода, так как буддизм не антропоцентричен, и уверяет, что большинству злых сущностей дела до людей особо нет, до определленного момента. Как, скажем, нет дела барсу-людеду, обитающему на вершинах Гималаев, до меня или вас, кто живет далеко в России. Демоны в буддизме могут очистится и обрести Просветеление, но им это сделать трудне, чем людям. Потому что их природа полна ярости и голода. Их желания гораздо сильнее. На ваджраянской иконографии (тханку) можно увидеть изображения множества причудливых существ, чей вид может быть отталкивающим и даже пугающим, если человек не понимает истинного смысла таких изображений. Иногда еще они помещаются на Йидамы, образы, предназначенные для медитативной сохерцательной фокусировки.

Божество смерти в тибетском буддизме - является спящее, грезящее и иллюзорное, но в то же время реальное, божество, которое называют Яма. В тибетской Книге Мертвых, которая называестя на тибестком Бардо Тхёдол, есть эсхатологическая часть учения, в которой описывается как божество Яма судит смертных за добрые и благие дела, и распределяет их посмертную участь в следующих инкарнациях. Божество Яма является чем-то вроде иманации божества Мара перекочевавшей из Индии в Тибет. Но оно так же связано и с шаманским учением Бон.

0
0
Прокомментировать

Пантеизм есть и в христианстве - богоподобие, есть апостолы, святители, святые, ангелы. Человек есть сначала духовное, потом, социальное и телесное. Основы  Целого духовные, которые определяют содержание частей.  В исламе Бог, как целое  персонифицирован, поэтому он строго следит за своими верующими как Человек, отмечая достойное и недостойное. Ислам, как вера формирует культуру мышления от целого к частям через персону Аллаха.. В христианстве Бог представлен в виде Святой Троицы, которая животворяща и создаёт мир. Поэтому и человек в христианстве богоподобен и творческий, созидающий мир пространства -времени, цветовой мир, Ноосферу. Объясняют эти процессы в своих основах  все три религии  одинаково и все три религии в основе утверждают гуманизм в развитии цивилизации и человеколюбие.. 

Доказательство в книге Николай Гаша. Животворящая Троица. (Гуманистический менеджмент христианства)  http://philosophystorm.org/sites/default/files/zhivotvoryashchaya_troica_0.docx

В отличии от трёх мировых религий иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. То есть, мышление формируется от частей к Целому.     У евреев есть вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться в случае появления проблем в поведении. Для них Бог есть дух, абсолютное существо, которые подарил Тору. Любовь начинается от любви к себе, семье, евреям и все другим людям. Любовь легко переходит в свою противоположность, если кто-то .. просто надоел, как гость. Это уже принципы организации секты, а не религии. Поэтому в иудаизме терпимо относятся к различным ортодоксальным течениям, в том числе и секте Хаббад.

0
0
Прокомментировать

Буддизм относится к пантеистическим религиям, в нём Бог не персонифицирован, он выражен скорее в некотором общемировом принципе, духе. Бог иммонентен миру, и у буддистов абсолютный конец, т.е. освобождение от кармы или спасение — и есть полное растворение личного ума (не души, её в буддизме нет!) в этом мировом духе. Это и понимается как «ничто» или нирвана.

P.s. Будда является человеком только в буддизме Тхеравады (Хинаяны), в Махаяне (и, следовательно, в Ваджраяне) всё сложнее.

2
-3
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью