История религии широко распространена в западных университетах. Почему она пользуется там успехом? Будут ли философы/историки православия востребованы там?
Изучение религии можно назвать одной из старейших дисциплин университетского образования. Если говорить о Европе, то, естественно, в средние века речь шла о теологическом образовании. В большинстве университетов были теологические факультеты. Сейчас исследования религии ведутся по самым разнообразным направлениям: история религии, философия религии, социология религии и т.д. Теология заменяется скорее religious studies (наукой о религии, религиоведением), однако она всё ещё остаётся во всех ведущих мировых университетах. Если посмотреть Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) по теологии и исследованиям религии, то там будут Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Йель, Принстон, Лёвен, Гейдельберг и т.д.
Отчасти популярность исследований религии связана с историческими причинами, с традиционностью университетов. Но помимо этого перед religious studies стоят и актуальные задачи – объяснить значение и принципы религиозных учений и их роль в современном мире, который всё чаще характеризуют как постсекулярный, т.е. такой, где религия перестаёт быть чем-то маргинальным и утратившим всякое влияние. Без истории религии невозможно разобраться с наиболее серьёзными проблемами, с которыми встретился западный мир – сепаратизм и национализм (в том числе и в самой Европе), фундаменталистский терроризм, миграционный кризис. Отрасль активно развивается, мы имеем число высокорейтинговых журналов по исследованиям религии примерно сопоставимое с количеством журналов по всем философским дисциплинам. Пожалуй, можно быть уверенным, что специалисты по истории или философии религии, в том числе и выпускники нашей программы, если захотят строить академическую карьеру в России или за рубежом, не останутся без работы - кто-то ведь должен писать во все эти журналы.
На нашей программе история религии присутствует почти в каждом предмете, но отдельно можно выделить научно-исследовательский семинар "История религиозных идей и практик", который ведёт Борис Кнорре, автор первоквартильных публикаций, и Сергей Польской – специалист по истории XVIII века.
К сожалению не будут. Православная философия не является стройной системой. Из нее исключена главная формирующая сила - логика. А когда находится явное противоречие идет отсылка к непознаваемости божьего промысла, да и откровенному запрету анализировать. Это не подходит прагматичному западу. Дело в том, что Католическое учение очень встроено во все: образование, законодательство, даже бизнес. Я не говорю, что там все святоши, но это очень устойчивая, влиятельная и разветвленная структура. Которая не будет себя компрометировать абсурдными убеждениями.
Можно не беспокоиться, русская религиозная философия уже востребована зарубежом.
Хомяков, Соловьев, Трубецкой, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский, Лосский, Арсеньев, Лосев, Розанов....
Половина их трудов и трудов о них на немецком и французском языках. Многие и работали там, а не тут.
Флоровский -- один из основателей Всемирного совета церквей, президент Национального совета церквей США, тоже, кстати, преподаватель, профессор кафедры славистики и богословия в Принстоне, в Гарварде -- церковной истории.
Нет, совершенно не востребованы. Погуглите где работали остальные.
И это я только про русское православие. Православная философия Византии неотделима от философии запада. Тысячу лет она и не была отделена догматически. Это одна философия.
Климент Александрийский, например, это какой философ, католический или православный?
Может, я не до конца понял вопрос, но этот сводный обзор , основывающийся на общем моем личном впечатлении, касался современной действительности, а не отцов основателей. Они действительно были глубокими мыслителями. Сейчас я не вижу подобных авторитетов.
*постсекулярный
Скажите пожалуйста, а если религия перестаёт быть чем-то маргинальным и утратившим влияние, то какова теперь не роль? Какое значение она будет иметь в современном обществе?
ее роль
У религии, религиозных институтов самая разнообразная роль, я бы сказал, что помимо непосредственной своей функции, они участвуют во всех основных элементах социальной жизни - от политики до благотворительности.