Сергей Кузнецов
сентябрь 2015.
11843

Какой вклад внёс в литературу Эдуард Лимонов и почему он считается культовым писателем?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
5 ответов
Поделиться

Важно понимать, что Лимонов не только русский, но и европейский писатель. Так получилось, что с его переводами на разные языки массовый читатель познакомился раньше, чем на родном языке.

Говоря о его значении для русской литературы, необходимо помнить культурный контекст позднесоветской литературы. Ещё в 1950-е годы оставались в живых писатели, помнившие дореволюционный литературный процесс, который был вписан в мировой (тот же Горький, автор и архитектор Союза Писателей, прославился, живя на Капри). Репрессии, война, естественное старение человека привело к тому, что к середине 1970-х эта связь критически истончилась (поэтому, например, ленинградская лит. молодёжь так активно собиралась вокруг Ахматовой, по меркам Серебряного века игравшей в нём даже не вторые, а третьи роли). К советскому человеку попадали только выверенные, переводные материалы. Можно было читать Сартра и Апдайка, например, но не Керуака или Кокто.

Лимонов, будучи андеграундным поэтом, сознательно наследующим традиции русского авангарда, как раз в середине 70-х оказался на Западе. Он не стал пополнять ряды эмигрантской прозы в изгнании, а выучил язык и постарался встроиться в актуальную культурную жизнь тогдашнего Нью-Йорка, стать одним из тех, кому так уже удалось сделать, стать таким, как Барышников или Шемякин, а не таким, как Вайль или Войнович.

В то время мейнстримом была "я-литература", "я-кино", "гонзо-журналистика", где в центре был сам автор и происходящее непосредственно с ним. Лимонов пишет два романа в духе "я-литературы", один в реалистической манере, второй в жанре лирической прозы. Не снискав благосклонности у издателей, переезжает в Париж, где издает их, а затем продолжает работать в основном в жанре романа или рассказа. Несложно заметить, что его романы от 3 лица ("Палач", "Смерть современных героев") существенно проигрывают романам и рассказам от лица автора.

Лимонов не дал русской литературе отстать от мирового мейнстрима, он наше главное имя в литературе 1980-х, под его влиянием выросли и сформировались многие современные авторы. Его лирический и эстетический дар, вместе с бескомпромиссной творческой смелостью, беспощадностью к себе и другим, делают его тексты ярчайшим событием в истории русской литературы.

Алексей Траньковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
30
-10

"Ещё в 1950-е годы оставались в живых писатели, помнившие дореволюционный литературный процесс, который был вписан в мировой (тот же Горький, автор и архитектор Союза Писателей, прославился, живя на Капри)."  Горький не дожил до 50-х.

+2
Ответить
Прокомментировать

Лимонов - человек-миф, что видно и из предыдущего комментария. Его английский, конечно, бойкий, но считать Эдичку частью американской культурной жизни было бы странно, никакого следа он там не оставил, да и не мог оставить. По воспоминаниям людей, знавших Лимонова в США, это был такой тихий, стеснительный и по-провинциальному наивный юноша*, который в прозе пытался играть в Чарльза Буковски, но эпатировал, в основном, всё ту же русскую эмиграцию, за пределы которой не выходил.

ИМХО, вклад Лимонова в литературу сомнителен, фактура его автобиографических произведений - под большим вопросом, в социальном, профессиональном и прочих планах подросток Савенко был и остался лузером из провинции, и через 20-50 лет его забудут, как забыли дореволюционного писателя Арцыбашева.

____

*Чего стоит, хотя бы, его попытка пикетировать редакцию New York Times, требуя публикации своих статей на ее страницах.

14
-5

Зато его вклад в поисковую строку гугла по запросу : Лимонов негр - бесценен. *SARCASM*

+3
Ответить
Прокомментировать

Эдик Савенко, прославившийся под псевдонимом Эдуард Лимонов, сделал себе имя написаным в США романом  - "Это я, Эдичка!" Роман написан на русском языке и подробно описывает половую жизнь героя, то есть самого Эдуарда, в Нью-Йорке. Особую сенсационность и скандальность роману предаёт сцена, где Эдичка в детской песочнице отдаётся  здоровенному негру со здоровенным членом. Такой большой сцены с таким подробным описанием гомосексуального совокупления никогда в русской литературе не существовало и не существует до сих пор. Вот это и есть самый большой ВКЛАД В РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ Эдуарда Лимонова. Никакой другой его литературный опус не пользовался такой известностью и не переиздавался столько раз нежели "Это я, Эдичка!" И думаю что для большинства россиян он так и останется автором одного скандального романа повторяя историю Владимира Набокова, русско-американского писателя, известного всему миру одним одиозным романом "Лолита."

P.S. Лично я считаю, что и Лимонов и Набоков с холодным расчётом с помощью совершенно безотказного способа - Сексуального Скандала - привлекали внимание к своим довольно средненьким романам. И им это несомненно удалось!

5
-1
Прокомментировать

Самое забавное, что большинство так называемых "критиков" Лимонова ни одной его книги кроме Эдички так и не прочитали, да и ту судят по одной только сцене минета. А всё потому что, вернувшись в Россию, Лимонов совершил очень большую ошибку, решив начать издаваться именно с этого произведения (о чем он жалел позже), не осознав того факта, что российский читатель, завидев большой негритянский чёрный половой орган, тут же ни на что другое смотреть будет не в состоянии. Хотя эта сцена в контексте всего романа очень органична и уместна: деградация эммигранта как социального животного и слом всех рамок, сковывающих его личность, радикализация субъекта. 

Но, вернусь к вопросу, который, на самом деле, не совсем корректен, потому что вносить в литературу писатель ничего не должен, он должен писать хорошие (великие/гениальные) книги. Вот их и почитайте. К примеру, по турьмам, укрощение тигра в Париже, в сырах (это те, которые на ум пришли), книги превосходные. Почитайте и составьте своё впечатление. Лимонов - это психопат и гуманист, большой эстет и порнограф. Это человек огромной мощи и энергии и замкнутый рефлексирующий писатель.

Вы можете быть не согласным с ним по целому ряду вопросов (я его взгляды редко разделяю) , но уважать Вы его обязаны.

3
0

Я забыл про его лирику! Она тоже превосходна!

0
Ответить
Прокомментировать

Лимонов,несмотря на то,что его первый и главный роман был опубликован 43 года назад,является современным русским писателем(И «Эдичка»-тоже современная литература),поэтому его значимость и его «вклад» честнее рассматривать в сравнении с другими современными русскими авторами.Скажу сразу-вклад огромен.Недооценён или вообще не оценён.Все наши нынешние мастера словесности кто моложе(А старше,кажется,один Проханов) очень многое от него взяли,и влияние Лимонова ощущается если не у всех,то у многих.С разной степенью очевидности:Прилепин вот(кстати сказать,главный писатель нулевых) об этом говорит прямо,что ему,мол,не избавиться от его влияния никогда(Отсылаю к статье «7-0»,где Лимонов описан просто полубогом,без всякого стёба).У Пелевина он появляется в двух романах явно(«Бэтман Аполло» и СКО),а в скольких завуалированно и разбавленно-бог весть.Почему культовый?Потому что «целое поколение русских мальчиков вышли из его солдатской шинели»,как писал Шаргунов,ещё один лимоновский поклонник из «больших».Потому что его хвалили и Бродский,и Довлатов,и Быков.Потому что тираж «Эдички»-4000000 экземпляров.Потому что он прожил уникальную, «неписательскую» жизнь.

Лимонов поздний-мастер холодной,кристально чистой жгущей горло как водка прозы.Ранний Лимонов-это вопль,от которого содрогается земная твердь,это содранная с мясом кожа,это исповедь-самоубийство ЧЕЛОВЕКА,живущего среди факсов и кофемашин.Это-лучшая книга о любви на русском языке.Это больше,чем «великая книга» и «великий писатель».Это одна из лучших русских книг и один из лучших русских писателей.

1
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью