Какой вклад внёс в литературу Эдуард Лимонов, и почему он считается культовым писателем?

498
2
0
19 сентября
10:11
сентябрь
2015

Важно понимать, что Лимонов не только русский, но и европейский писатель. Так получилось, что с его переводами на разные языки массовый читатель познакомился раньше, чем на родном языке.

Говоря о его значении для русской литературы, необходимо помнить культурный контекст позднесоветской литературы. Ещё в 1950-е годы оставались в живых писатели, помнившие дореволюционный литературный процесс, который был вписан в мировой (тот же Горький, автор и архитектор Союза Писателей, прославился, живя на Капри). Репрессии, война, естественное старение человека привело к тому, что к середине 1970-х эта связь критически истончилась (поэтому, например, ленинградская лит. молодёжь так активно собиралась вокруг Ахматовой, по меркам Серебряного века игравшей в нём даже не вторые, а третьи роли). К советскому человеку попадали только выверенные, переводные материалы. Можно было читать Сартра и Апдайка, например, но не Керуака или Кокто.

Лимонов, будучи андеграундным поэтом, сознательно наследующим традиции русского авангарда, как раз в середине 70-х оказался на Западе. Он не стал пополнять ряды эмигрантской прозы в изгнании, а выучил язык и постарался встроиться в актуальную культурную жизнь тогдашнего Нью-Йорка, стать одним из тех, кому так уже удалось сделать, стать таким, как Барышников или Шемякин, а не таким, как Вайль или Войнович.

В то время мейнстримом была "я-литература", "я-кино", "гонзо-журналистика", где в центре был сам автор и происходящее непосредственно с ним. Лимонов пишет два романа в духе "я-литературы", один в реалистической манере, второй в жанре лирической прозы. Не снискав благосклонности у издателей, переезжает в Париж, где издает их, а затем продолжает работать в основном в жанре романа или рассказа. Несложно заметить, что его романы от 3 лица ("Палач", "Смерть современных героев") существенно проигрывают романам и рассказам от лица автора.

Лимонов не дал русской литературе отстать от мирового мейнстрима, он наше главное имя в литературе 1980-х, под его влиянием выросли и сформировались многие современные авторы. Его лирический и эстетический дар, вместе с бескомпромиссной творческой смелостью, беспощадностью к себе и другим, делают его тексты ярчайшим событием в истории русской литературы.

Алексей Траньковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
0
ноябрь
2015

Лимонов - человек-миф, что видно и из предыдущего комментария. Его английский, конечно, бойкий, но считать Эдичку частью американской культурной жизни было бы странно, никакого следа он там не оставил, да и не мог оставить. По воспоминаниям людей, знавших Лимонова в США, это был такой тихий, стеснительный и по-провинциальному наивный юноша*, который в прозе пытался играть в Чарльза Буковски, но эпатировал, в основном, всё ту же русскую эмиграцию, за пределы которой не выходил.

ИМХО, вклад Лимонова в литературу сомнителен, фактура его автобиографических произведений - под большим вопросом, в социальном, профессиональном и прочих планах подросток Савенко был и остался лузером из провинции, и через 20-50 лет его забудут, как забыли дореволюционного писателя Арцыбашева.

____________

*Чего стоит, хотя бы, его попытка пикетировать редакцию New York Times, требуя публикации своих статей на ее страницах.

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта