Почему отечественные философы так измельчали?

380
2
1
19 сентября
07:36
сентябрь
2015

И сам вопрос, и ответ на него едва ли могут быть однозначными. Конечно, философия в России в настоящее время находится в тяжёлом состоянии, и тому есть определённые причины. Главная из них - Советский Союз. Смотрите, почти все оригинальные мыслители в советское время вынуждены были покинуть страну, это, в том числе, так называемые "философские пароходы" 1922 года.

Фактически, в 1920-х годах Россию покинули все наиболее интересные и оригинальные мыслители того времени: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Николай Лосский, Дмитрий Мережковский и др. Кто не уехал, те стали жертвами репрессий, и даже если они не были в процессе казнены, то пережили заключение в лагерях и/или сталкивались с ограничениями в плане возможности публикации своих идей, как Алексей Лосев, который смог публиковаться только после смерти Сталина и всех предпринятных в связи со сменой партийного руководства действий по реабилитации репрессированых в годы сталинского правления. Таким образом, оригинальная философская традиция, которая начала формироваться в России во второй половине XIX века, фактически, была уничтожена.

В качестве альтернативы ей советская власть предложила "единственно научную философию": советский марксизм-ленинизм, максимально упрощённую форму марксизма, которую вообще трудно назвать философией, а скорее следует считать идеологией. Никакие философские дискуссии были невозможны, а философия превратилась в заучивание каких-то строго определённых философских, а в основном - псевдофилософских, текстов: сочинений Ленина, Сталина, материалов партийных съездов. Стоит ли говорить, что такая ситуация отнюдь не способствовала нормальным философским дискуссиям и естественному развитию философии в нашей стране?

Философия - это свободное, самостоятельное мышление. Тоталитарное государство делает всё, чтобы такое мышление было невозможным. В этом контексте, удивительно то, что в советское время вообще смогли появиться и выжить такие оригинальные и интересные авторы как Лосев, Лотман, Мамардашвили, Щедровицкий или Пятигорский - фигуры, большинство из которых хорошо известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Хотя тот же Пятигорский, опять же, в 1970-х эмигрировал из СССР, Мамардашвили работал некоторое время в Чехии, а Лотман - в Эстонии, и всё это довольно показательно.

В СССР, правда, были и интересные авторы, сумевшие, в целом, вписаться в советскую идеологию. Самым интересным самобытным направлением философии советского времени я считаю космизм - философию Циолковского, повлиявшую очень сильно на советскую фантастику. Правда, опять же, в советское время не очень-то любили акцентировать внимание на философском измерении космизма.

Таким образом, нельзя сказать, что в советские времена вообще не было философии. Она была, и встречались, в том числе, весьма интересные авторы, несмотря на идеологическое давление, несмотря на изоляцию от внешнего мира, на ограниченный доступ к зарубежной литературе и оторванность от иностранных коллег.

В 1990-е и 2000-е годы развитие философии в России продолжилось, и среди современных российских философов есть авторы очень хорошего уровня, такие как, например, Стёпин или Васильев. Да, проблем у философского сообщества очень много, и сможет ли оно справиться с этими вызовами - пока что под вопросом, но, если присмотреться, то в нашей стране есть философы, на которых стоит обратить внимание.

Кстати, о проблемах и перспективах развития философии в России я писал ранее в ЖЖ: livejournal.com

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0
сентябрь
2015

Нынешняя система подготовки философов не способствует их самостоятельному мышлению и требует скорее слепого воспроизведения "правильных мыслей" древних философов.

Студенты начинают учить (зубрить) философию с Древней Греции, утопают в потоке информации и до актуальных знаний просто не успевают добраться. Таких как теория категорий, требующая немалых знаний в математике. Развитие философии (на мой взгляд) сейчас проходит силами системных инженеров, архитекторов программных комплексов и ученых, занимающихся слабым искусственным интеллектом (нейросети). Этим людям действительно нужна философская опора, чтобы более ясно видеть будущее. А выпускники философских факультетов продолжают талдычить про величие Аристотеля, Гегеля или Кьеркегора (самые упертые).

-1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта